11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ДРАЧ
Проблема человека и природы в творчестве И. Драча
И. Драч - один из самых современных по звучанию своего творчества украинских поэтов. В литературу он пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была действительно новая поэзия с новой поэтикой. Поэт стремился к эстетическому постижению достижений человечества, их синтеза с древними источниками, художественными достижениями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический способ мышления, стиль, который не всем удается понять. Все его творчество пронизывают сонцепоклонницькі мотивы, начиная от первого сборника «Подсолнечник» в почорнобильської «Храм солнца». Он идет от народной космологии, от представлений, что солнце - наш отец, который дает жизнь всему. Уже первая сборка дала основания говорить, что он по-новаторски изображает жизнь людей: у подсолнечника были руки и ноги, было тело шершавое и зеленое, он бегал наперегонки с ветром, он прыгал на одной ноге, чтобы вылить из уха воду. И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце
В золотых переливах кудрей...
Поэзия, солнце мое оранжове!
Ежесекундно какой-то мальчишка
Откроет тебя для себя,
Чтобы стать навеки подсолнечником.
И фольклорным балладам было свойственно подобное перевоплощение девушки в тополь, иву, калину, казака - в тополя, а в этой балладе чудо произошло с мальчиком-подсолнечником. Поэт высказывает мнение, что солнце - символ красоты искусства, народной веры в неувядающей его силу. Поэтизацию солнца мы видим и в «Этюде пре хлеб». «Хлеб, как солнце», - говорит народ. Творение женских рук, он, как солнце, основа жизни человека. Поэт прибегает к персонификации: «На хмеле замешан, видме грудь...». Сколько уважения и гордости за свой труд в земледельца и у поэта, потому что он крестьянский сын:
В подсохшем тесте кленовая лопата,
Вынет из печи, где пікся в тепле, -
И зачарується беленая хата
С солнца пахучего на столе.
В сборник «Корень и крона» входит цикл «Дыхание атомной». Сочиняя его, И. Драч находился под влиянием общественной эйфории относительно радужного будущего мирного атома. Он много раз был за границей посетил Хиросиму и Нагасаки, его внимание было сосредоточено на угрозе атомного уничтожения человеческой цивилизации.
В стихотворении «Ода совести» писатель размышляет над тем, что ученый должен морально отвечать перед людьми:
Над ученым пусть сияет моральное табу,
Ни грамма науки для зла.
Чернобыльская трагедия - это боль всего народа.. Драч еще в июне 1986 г. на съезде писателей бросил в глаза крупнейшим виновникам трагедии слова правды и гнева. Чернобыльская атомная электростанция была підшефною Союза писателей Украины, писатели верили ученым, науке. Поэма «Чернобыльская мадонна» появилась как искупление и прозрение дорогой ценой.
За беспорядка безмерность, за карьеры и премии,
Словно на войне, снова выход один -
За мудрость всемирную глупых академий
Платим бессмертием - жизнью молодым.
Поэт понимает, что теперь на вечной дороге распятые не только он и его сын, а все человечество:
Тот огненний крест, а на нем и в нем
Пылает мой сын в кольце вогнянім,
Ибо атомные гвозди засажены в руки,
Потому что губы горят от адской муки.
В разделе «Крещатицкая мадонна» писатель сконцентрировал внимание на всей жахливості трагедии:
В юрмищі крещатицкого дня
Ты босая шла, ты, седая Екатерина.
Родив мертвого сына, молодая женщина сошла с ума:
Какой напиток ты в апрель то пила,
Когда, заквітла сыном, ты ходила,
От Ирода себя не уберегла -
Тебя накрыла и нечистая сила?!
Аллегорически и символически звучат последние строки:
Несет седая чернобыльская мать
Эту планету... Это больное дитя.
«Чернобыльская мадонна» - это поэма-трагедия, скорбная песня народа. Поэт размышляет, как жить теперь в этой мертвой зоне. Как спастись от распространения радиации? Пожалуй, никто не может точно ответить. Поэтому раздел называется «Вопросы без ответа».
Все колодцы в целлофановых капшуках,
Все колодцы затушковані
Спрашивали тогда один-одинешенек:
Где найти километры целлофана
На рукотворное Киевское море
Или хотя бы на зачарованную Десну,
С которой Киев п ’ есть воду?!
И. Драч является патриотом не только в своей поэзии, но и в политической деятельности, он стремится построить государство на общечеловеческих гуманистических идеалах.