Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ДРАЧ

Проблема человека и природы в творчестве И. Драча

И. Драч - один из самых современных по звучанию своего творчества украинских поэтов. В литературу он пришел в 60-х годах. С первых его публикаций о нем заговорила критика. Это была действительно новая поэзия с новой поэтикой. Поэт стремился к эстетическому постижению достижений человечества, их синтеза с древними источниками, художественными достижениями своего народа. Он выработал свой неповторимый метафорический способ мышления, стиль, который не всем удается понять. Все его творчество пронизывают сонцепоклонницькі мотивы, начиная от первого сборника «Подсолнечник» в почорнобильської «Храм солнца». Он идет от народной космологии, от представлений, что солнце - наш отец, который дает жизнь всему. Уже первая сборка дала основания говорить, что он по-новаторски изображает жизнь людей: у подсолнечника были руки и ноги, было тело шершавое и зеленое, он бегал наперегонки с ветром, он прыгал на одной ноге, чтобы вылить из уха воду. И вдруг увидел солнце, красивое, загорелое солнце

В золотых переливах кудрей...

Поэзия, солнце мое оранжове!

Ежесекундно какой-то мальчишка

Откроет тебя для себя,

Чтобы стать навеки подсолнечником.

И фольклорным балладам было свойственно подобное перевоплощение девушки в тополь, иву, калину, казака - в тополя, а в этой балладе чудо произошло с мальчиком-подсолнечником. Поэт высказывает мнение, что солнце - символ красоты искусства, народной веры в неувядающей его силу. Поэтизацию солнца мы видим и в «Этюде пре хлеб». «Хлеб, как солнце», - говорит народ. Творение женских рук, он, как солнце, основа жизни человека. Поэт прибегает к персонификации: «На хмеле замешан, видме грудь...». Сколько уважения и гордости за свой труд в земледельца и у поэта, потому что он крестьянский сын:

В подсохшем тесте кленовая лопата,

Вынет из печи, где пікся в тепле, -

И зачарується беленая хата

С солнца пахучего на столе.

В сборник «Корень и крона» входит цикл «Дыхание атомной». Сочиняя его, И. Драч находился под влиянием общественной эйфории относительно радужного будущего мирного атома. Он много раз был за границей посетил Хиросиму и Нагасаки, его внимание было сосредоточено на угрозе атомного уничтожения человеческой цивилизации.

В стихотворении «Ода совести» писатель размышляет над тем, что ученый должен морально отвечать перед людьми:

Над ученым пусть сияет моральное табу,

Ни грамма науки для зла.

Чернобыльская трагедия - это боль всего народа.. Драч еще в июне 1986 г. на съезде писателей бросил в глаза крупнейшим виновникам трагедии слова правды и гнева. Чернобыльская атомная электростанция была підшефною Союза писателей Украины, писатели верили ученым, науке. Поэма «Чернобыльская мадонна» появилась как искупление и прозрение дорогой ценой.

За беспорядка безмерность, за карьеры и премии,

Словно на войне, снова выход один -

За мудрость всемирную глупых академий

Платим бессмертием - жизнью молодым.

Поэт понимает, что теперь на вечной дороге распятые не только он и его сын, а все человечество:

Тот огненний крест, а на нем и в нем

Пылает мой сын в кольце вогнянім,

Ибо атомные гвозди засажены в руки,

Потому что губы горят от адской муки.

В разделе «Крещатицкая мадонна» писатель сконцентрировал внимание на всей жахливості трагедии:

В юрмищі крещатицкого дня

Ты босая шла, ты, седая Екатерина.

Родив мертвого сына, молодая женщина сошла с ума:

Какой напиток ты в апрель то пила,

Когда, заквітла сыном, ты ходила,

От Ирода себя не уберегла -

Тебя накрыла и нечистая сила?!

Аллегорически и символически звучат последние строки:

Несет седая чернобыльская мать

Эту планету... Это больное дитя.

«Чернобыльская мадонна» - это поэма-трагедия, скорбная песня народа. Поэт размышляет, как жить теперь в этой мертвой зоне. Как спастись от распространения радиации? Пожалуй, никто не может точно ответить. Поэтому раздел называется «Вопросы без ответа».

Все колодцы в целлофановых капшуках,

Все колодцы затушковані

Спрашивали тогда один-одинешенек:

Где найти километры целлофана

На рукотворное Киевское море

Или хотя бы на зачарованную Десну,

С которой Киев п ’ есть воду?!

И. Драч является патриотом не только в своей поэзии, но и в политической деятельности, он стремится построить государство на общечеловеческих гуманистических идеалах.