Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

БОРИС ОЛЕЙНИК

Народные представления о жизненных ценностях и отражение их в произведениях Б. Олейника

И вариант

Каждый из нас имеет свои ценности в жизни. Кое-кто живет по тем заповедям, что их записано в Библии; кое-кто даже и не слышал о таких. И только от нас зависит, как сложится наша жизнь: будет оно вроде сорняка, который только засоряет двор, станет похожим на прекрасную розу - гордость каждого двора; останемся мы на земле, не в состоянии оторваться от нее хоть немного, чтобы постичь ее величие, вырастут у нас крылья, на которых можно будет подняться над всем миром, чтобы оттуда смотреть вокруг и видеть всю неописуемую красоту нашей жизни. Борис Олийнык, великий поэт нашей современности, кажется, сумел взлететь над землей, но увидел не только необъятные просторы нашей Земли, но и людей, которые ее населяют. И, на мой взгляд, не все ему понравились.

Есть еще много таких людей, если их можно еще так называть, которые забыли о том, что означает человечность, тепло человеческой души, милосердие, любовь к ближнему. Они пытаются жить по каким-то непонятными принципами, отбросив понятия чести и совести. Им не хочется много задумываться, размышлять над вопросами современности, ломать голову, делая какие-то поступки. Украсть, если тебя не поймали, - это хорошо, нагримати без дела - еще лучше. Таких людей не любят взрослые, их боятся дети, а животные их просто обходят десятой дорогой. Для них нет ничего святого, поэтому даже убить для них - это дрібни-эта. И неважно, что пострадал невинный птица, который просто попал под горячую руку. Главное, что произошло убийство, которое унесло жизнь. Страшно, что этот человек, этот «соседа-завидюх», хочет спрятаться от кары, которая приходит к нему каждую ночь в виде седого юношу с переломанным крылом и протягивает ему «палку терновый» «в крови по локоть». Спрятаться он хочет в тюрьме, просит посадить его, «но только не навсправжки, а для глаза». Разве это наказание для таких нелюдей, как он? Поэтому и отвечает ему справедливый судья:

Ты такое сделал,

Что и статьи в кодексе нет...,

Ты же святое - небо - дядя, убил,

А это уже выше человеческого суда.

Выше человеческий суд и отношение к хлебу, пренебрежительное отношение. Очень болит лирическому герою Бориса Олийныка, который видит, как какой-то юноша, как обычного мяча, забивает полбуханки хлеба в ворота. Нельзя презирать труд человеческих рук, невозможно забыть о том, что хлеб издавна был символом благосостояния, символом святости. Забыть об этом - забыть о своих корнях, зачеркнуть годы и века нашей истории и культуры, отречься от нашего духовного наследия. Ведь с помощью хлеба, труда мы стали Людьми, поднявшись «с четырех до піднебесь». И если мы забудем об этом, то следует вспомнить слова Бориса Олейника:

И я тебе должен сказать честно:

Ты можешь лущит мяч, словно горох,

Но когда уже замахнувсь душу -

Смотри, чтобы не спіткнувсь... на четырех!

Горько, что матери не научили таких юношей ценить каждую крошку священного хлеба. Возможно, эти дети даже не знают, что такое глубокая любовь к родным матерів. им нет дела до их мыслей, надежд, переживаний, вообще к их жизнь. им не понять, что издавна ценилось нашими предками прежде всего уважительное отношение к родной матери. Именно так относится к своей матери Борис Олийнык. Он не сдерживает своих чувств, открывает всю душу родному человеку. И пусть ее уже нет рядом с ним, любовь поэта от этого не уменьшается:

Там, где ты когда-то шла,

Тихая тропинка зацвела

Вечерняя ноготками,

Рожью-судьбой світанковою.

Мать навечно осталась в памяти поэта «седой ласточкой, седыми солнышком».

Пусть проходят годы и века, однако, по моему мнению, никто не в состоянии изменить жизненные ценности нашего народа, ведь чтобы они сложились, нужны были тоже годы и века. И я думаю, что, несмотря на некоторые случаи пренебрежительного отношения к хлебу, к труду, к матери, к милосердию, наши ценности не смогут забыться, потеряться, потому что живы бабушки и дедушки, живые родители, которые пытаются передать их нам в наследство. Но жизнь продолжается, следовательно, через некоторое время мы будем учить своих детей жить по заповедям наших предков.