11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ДРАЧ
Новаторство поэзии. Драча
Иван Драч вошел, а вернее ворвался в поэзию в начале шестидесятых годов. На фоне тихой провинциальной и официальной поэзии он вместе с другими новобранцами атомной эпохи казался неукротимым гейзером, «узутим в ураганы». Драч внес в поэзию энергию слова, неординарность тем, которые ломали застывшую сладко-сентиментальную псевдонародність. Провинциальная затхлость так долго ограничивала украинскую индивидуальность веночками и лентами на девушках во время официальных концертов, что многие разуверились в способности украинской культуры родить что-то кроме «Гандзі-рыбки». Поэзия Ивана Драча была как взрыв современности, как новая кровь, молодое вино в мехах украинской поэзии.
Новаторство Драча было вписано в историю искусства, историю страны. Он описывал обычные вещи, но так, как их никто до него не видел.
Были руки и ноги в подсолнечника,
Было тело - шершавое и зеленый.
Он бегал наперегонки с ветром...
Кто-то ищет темы для поэзии за морями и границами. Драч смотрит на стол в кухне - и вот вспыхивает «Баллада золотой лука». Множество эпитетов находит поэт, проводит луковицу через множество преобразований, чтобы предстала она перед нами тем, чем является: тайной бытия. А еще она - «золотощока богиня продажных рынков», «королева красоты сельских рассветных базаров», «нежная Лаура некоего Петра Петрарки»... и вот она просто «золотая луковка с маминого огорода». Поэзия вернулась туда, откуда выросла: до земли.
Иван Драч принимает свою судьбу поэта, нелегкую во всякие времена, отважно, как рыцарь, и просто, как рядовой в бою. Крылья таланта - немного неуклюжий доработок для жизни. С юмором и грустью рассказывает баллада «Крылья» о мужчине, которому не повезло в новогоднюю ночь. Всем людям несет Новый год подарки:
Кому - шапку смушеву,
Кому - люльку дешевую,
Кому - модерне каскети,
Кому - фотонные ракеты...
Все ожидаемое и обычное. А Кириллу - «не повезет же так мужу» - остаются крылья. Недаром ругается женщина. Крылатой человеку тяжело живется. В небе он не свой, на земле - чужой. Но такова судьба поэта - быть крылатым посланцем, что не дает земле забыть небо. В балладе «Крылья» ощутимы интонации Марины Цветаевой, ее поэмы «Крисолов». Призвание поэта, как невесту, конем не объедешь. Герой баллады уже и топором отрубил - вырастают крылья!
Иван Драч принес в украинскую поэзию новые образы, даже новые слова. Он не боялся использовать научно-техническую терминологию, считая, что современность должна быть хозяйкой, а не редкой гостьей в стихах. Он не хотел отстать от времени:
Я же прихожу : мне в руки
Стоит знать кожнісіньку изъян,
Но я уже скорее умру,
Чем с ракеты в авто пересяду.
В поэзии Ивана Драча красочность и наглядность образов напоминают живопись. Если обратиться к известной классификации, он скорее «человек, который видит», чем «человек, что слышит». Поэтому стихи его такие пластичные, многоцветные. И не только достояние литературного ремесла сделало Драча достойным наследником классической украинской поэзии. Он не только описывал - он осмысливал новую эпоху, по-новому отслеживал связь с традициями. В поэме «Смерть Шевченко» поэт обратился к личной жизни Кобзаря, пытаясь понять его как человека, понять, какой путь, какие подземные течения истории приводят к появлению гения и чем становится он сам для истории Родины. Драч впервые связал литературный и жизненный подвиг Шевченко со становлением украинской нации:
Шла впервые Украина по дороге
В глубину эпох и вечных взлетов -
Шла за гробом сына и пророка.
За ней по бессмертному пути
Шли хохлы, русины, малороссы,
Чтобы называться украинцами отныне.
Поэт продолжает жить и творить, не оставаясь в стороне от горя и радостей эпохи. Он чувствует себя ее наблюдателем, должником и платит долг стихами.