11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ДРАЧ
Художественное осмысление чернобыльской трагедии в поэме «Чернобыльская мадонна»
III вариант
Иван Драч - талантливый поэт-шестидесятник, представитель новой волны украинских художников, того поколения поэтов, писателей, артистов, в котором с новой силой «взорвалась» национальная идея, проснулись, возможно, впервые принципы демократии именно в Украине. Его творчество едва ли не самое примечательное представляет большой поезд шестидесятников к знаниям и эстетической красоты в комплексе с литературными, художественными и культурными достижениями родного народа.
«Чернобыльская мадонна» - это боль души, тоска сердца Ивана Драча, гнев, обида, скорбь поэта, но вместе с тем и всего украинского народа, и не только украинского, но и белорусского, и российского, что вместе пострадали от этого бедствия. Как об постепенный подход к проблеме, возможно, стоит напомнить о цикл «Дыхание атомной», продиктованный верой в научный прогресс, в возможность мирного использования ядерной энергии. И о те едва-едва встревоженные нотки, что звучали уже там, хоть тогда еще только сваривалась арматура для будущих реакторов. «Они совершенно безопасны, и даже в Москве, на Красной площади, можно ставить такие реакторы», - это якобы слова академика Александрова (преступно, но поставили в густонаселенном, экологически сбалансированному районе, на междуречье водяных артерий Десны, Припяти, под сердцем у Киева...).
В самые горячие после аварии дни сын поэта Максим, на то время студент медуниверситета, принимал непосредственное участие в эвакуации людей из района возле Чернобыля и сам испытал облучения (хоть ему сделали переливание крови и все вроде обошлось). Видимо, это понимание силы родительской скорби и раскаяния сыграло далеко не последнюю роль в написании «Чернобыльской мадонны».
Все лелеяло на солнце,
Не хотело умирать -
И цветок прямо в стронций
Поцеловала мать.
Это строки из произведения, что стал искуплением Ивана Драча за цикл «Дыхание атомной». Когда писался цикл, все еще радостно верили в возможность альтернативы ядерному оружию. И все же и в «Дыхании атомной» не было воспевание мирного атома. Было только восхищение трудом рабочих, прежде всего строителей.
Дорого заплачено за окончательное прозрение:
За беспорядка безмерность, за карьеры и премии,
Словно на войне, снова выход один:
За мудрость всемирную глупых академий
Платим бессмертием - жизнью молодым.
Навсегда въедаются, как те ржавые тополя, в память эти ужасно-пророческие строки - заключительная строфа из части поэмы, названной горько-иронично «Ода молодости» (как ржавые тополя, небо затруднительно метут головами, как те сосны, что своей ржавчиной лезут в глаза).
Вся поэма-мозаика предстает в своей целостности только по вдумчивом прочтении всех ее фрагментов и компонентов, среди которых особое внимание приходится на заголовки («Скифская мадонна», «Баба в целлофане - наша мать», «Примитивный портрет сложного человека» и другие).
Образ мадонны, который пожертвовал своим сыном ради спасения человечества, находит новое осмысление, к тому же он накладывается на реальную ситуацию с сыном поэта. И еще один библейский мотив предстает перед нами из глубины седых веков, но уже в новом освещении (а может, и облучении): Ирод и Пилат, открытый суд в закрытой зоне. Может, пародия? Но напряжением здесь наполнено каждое слово, даже числительные («Почему их шесть?»)
Опять библейская притча, в которой закодирована вся история человечества. Змей дает Еве яблоко искушения, заранее вилущивши внутренности вместе с семенами, срезав шкурку по спирали, разделив надвое. И протягивает его Еве уже неполноценным. А если яблоко - это Земля? А Ева с Адамом - то человечество? И тогда срезает по спирали чернобыльский змей живую зелень земного рая, вылущивает семена - плодородную силу, бессмертие, переполовинює целостность бытия...
Автор обращается и к народному фольклору, как древнего (Соловей-разбойник), так и современного («На горе горит реактор, под горою пашет трактор»), пересказывает рассказ ликвидаторов аварии, цитирует коллег-писателей, подает картины реальной жизни.
Словно сами несутся из-под пера автора прекрасно рифмованные строки, наполненные чудовищным содержанием.
В поэме, в одном эпизоде сын забирает мать в Киев, в многоэтажный дом. А старая не может жить здесь, ее сердце рвется под Чернобыль, и мать убегает домой. Что ее там ждет? Поймет ли она, что случилось? Смогут ли люди вновь вернуться в зону до сих пор неизвестного бедствия? И сколько еще ждать?
Матери, получившие высокий уровень радиации, не могут рожать нормальных детей. Может, это опять кара небесная? За что, Боже, за что? Кто виноват?
Вопросы, вопросы, и нет на них ответов. Только грусть. И сожалению. И отчаяние. Тоска сердца. Боль души...