11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ДРАЧ
Художественное осмысление чернобыльской трагедии в поэме «Чернобыльская мадонна»
II вариант
Еще совсем недавно звоном тревоги отозвалась в наших сердцах чернобыльская трагедия. Черным крылом пролетели 17 лет после нее над нашей зболеною землей. Пройдут еще годы и десятилетия, а этот трагический день все равно будет волновать людей - и тех, кого он зацепил своим недобрым крылом, и тех, кто родился далеко от обиженных земли. Этот день всегда будет объединять всех живых одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой. И наши мастера слова не могли и не имели права не откликнуться на эту зловещую катастрофу. По-разному трактуют чернобыльской трагедии, ее причины и последствия у нас в стране и за рубежом.
И. Ф. Драч, как человек чрезвычайно уязвима, один из первых попытался проанализировать страшные события в поэме «Чернобыльская мадонна».
Поэма «Чернобыльская мадонна» - это скорбная песня народа, прозрение, это поэма-трагедия, упрек, искупление, отчаяние...
Осмысливая все, что произошло, И. Драч пишет:
Трудно пишу, зболено размышляю,
Словами горькими наполняю лист,
Пусть и горячими, пусть и жгучими...
Трудно произнести то, что увидел.
На сердце грусть, безнадежность, тоска:
Я завидую всем, у кого есть слова,
Нет у меня слов. Расстреляны в слова.
Молчание тяжело душу залива.
Но человеку надо выговориться, пусть жестами, но сказать должен».
Мадонна... Святая Мать-богородица.
Все упованіє мое
На тебя, мать, возлагаю,
Святая сила всех святых,
Пренепорочная, благая! -
так И начинает. Драч поэму, из пролога-перепева отрывка поэмы «Мария» Тараса Шевченко. У каждого своя мадонна и сияет на века: «от Рублева до Леонардо да Винчи, от Вышгородской мадонны и к Сикстинской, от Марии Оранты и к Атомной японки...» Автор пытается писать о ней, но она пишет им... Его волнует вопрос: почему так случилось? Почему? И просит материнской души: «Плачем будь, стань Плачем, воронки над Припятью седую изморозь сирени поседевшего и порідій в Рыжем лесу...» Будешь «проклятым родом и плодом поганьбленим будешь», когда испугаешься. Должен сказать правду - так решает поэт.
Солдатская мадонна... «Больше года зарождается любовь молодая ненавистная, ненавистная, потому что откуда ты другой возьмешь любви, когда кровь клекотить и ненависть ходит по крови».
Засыпают ликвидаторы стволы деревьев, гиблое белье двухметровым слоем песка. Но спрячешь в могилу ты такую ненависть?
Мертвый город. Безлюдная немая зона. Только слидочок босой женской ноги на песке, а потом на снегу и зеленом ледке. Откуда он? Чей? Генерал открывает тайну:
Мать я взял из деревни,
А она мне с Киева
Третий раз уже босая сбежала.
Разве не эти строки заставят задуматься государственных мужей над их «деяниями»?
Следующий раздел поэмы «Вариация на банальный киевский сюжет, или же Баба в целлофане - наша мать», на мой взгляд, воспринимается как мучительный крик души упрек. Облетая на вертолете зараженную зону, где «сосны дождями сожжены», в глаза лезет бедствия ржавчина, люди возле дома заприметили ее - мадонну восьмидесятых. А может, это пришельцы из космоса? Нет!
Один космонавт - это старая в целлофане.
А второй - корова на заднем плане...
Как чудо космическое, сует в тумане,
Лишь рога пробились из накидки таки...
А обута корова в старые кирзяки...
Смеяться или рыдать при встрече с такой картиной? Поэт ищет правды, истины. Самое страшное то, что люди не готовы противодействовать атома, не могут понять страшных последствий, потому что их мгновенно простым глазом и не заметишь, как на войне. Но радиационные последствия в сто раз страшнее.
В связи с аварией в Чернобыле встал вопрос: а уместно ли вообще использовать атом, пусть и в мирных целях? Разве можно было на песчаном берегу реки строить такую атомную сооружение? Ведь из прессы нам известны тридцать два нарушения и отступления от проектирования и строительства АЭС. Именно таких «светил» - карьеристов, безгосподарників и примитивных руководителей корит автор:
Все сэкономил? Совесть?! Честь?!
Сумел забалагурити сами Верховные Уши...
Они, по мнению автора, - «знак Вырождения,
а не Возрождение, такой підложний вирід»...
«Крещатицкая мадонна» - это жгучая боль поэта, трагическая песня поэмы о матерях, которые рожают мертвых детей, или совсем не могут родить, потому что «молоко было в тебе горькое, потому что всюду и везде дороги было мало». Скорбное молчание. Мадонна смотрит на своих сыновей, курит их глазами до дна; верит, что в них еще капля совести на дне. Но мучает совесть кого-нибудь из виновников трагедии? Или в этой Матери - мадонне они узнают своих матерей? Матерей, которые с миллиардом поганьблених детей несут судьбу мировую, которые заслоняют ваших внуков, босые идут они на огонь кривомудрий. Мадонна - вечная, ибо Вода она есть и Земля. Ее огненный взгляд за чернобыльский преступление еще долгие годы пронизуватиме виновников трагедии.
Поэма «Чернобыльская мадонна» - это не констатация ужасного факта из жизни страны, а призыв до всех живых, всех будущих поколений: «Берегите свою планету, и она тройной материнской любовью заплатит вам за это». Мы обязаны вслушиваться в их смысл. Может, это поможет предусмотреть другие трагедии на нашей планете.