II семестр
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
ШКАТУЛКА СКАЗОК ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Урок 119. ИТОГ ПО РАЗДЕЛУ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»
Цель: обобщить знания учащихся по разделу «Литературные сказки»; развивать умение читать по лицам, выборочно, работать в группах, парах; создать атмосферу радости, наслаждения от творчества; развивать связную речь, мышление, внимание, сообразительность, память; воспитывать интерес к чтению сказок.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговорками
Дети
Мама учит меня читать, учит меня читать папа.
Учит дедушка и бабушка учит, скоро-скоро я научусь.
Учитель
Второй ряд тоже не дремлет и быстро говорит.
Дети
Начитался букварика и рисую косарика.
Коси сено, косарику, на своем гектарику.
Учитель
А теперь в классе тишина, чтобы услышать разговор мышек.
Дети
Мышка мышку спросила: «Что сегодня поробляла?»
Сказала мышка мышке: «Букву А искала в книге.
Буду изучать азбуку, чтобы самой сказки читать».
2. Игра «Логическая цепочка»
Первый, кто начинает цепочку, называет любое слово, второй добавляет слово и объясняет, как оно связано с первым.
Например:
Баба Яга - метла (чтобы летать);
Колобок - окно...
Лисичка - петушок...
Котигорошко - булава...
Рукавичка - мышка, лягушка, зайчик...
Телесик - лодочка, рыбка, река, берег и т.д.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Лицом к лицу»
Ученики в парах поворачиваются друг к другу и пересказывают сказку.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Дети, кто скажет, какой раздел мы закончили изучать?
- И сегодня на уроке чтения мы подведем итог по разделу «Литературные сказки», и я увижу, действительно ли вы любите читать сказки, внимательны вы чтецы, знаете ли, автора которого та или иная сказка.
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Как солнышко радует теплом и светом все живое, так и сказки согревают радостью, любовью и теплом душу и сердце каждого ребенка, каждого чтеца.
- Вот посмотрите, как только пригрело солнышко, и уже появился первый цветочек. Но этот цветочек не обычная, у нее на лепестках написаны задания, которые мы будем выполнять. А чтобы сорвать лепесточки надо произнести слова: «Лепесточки відірвем, знания свои докажем».
1. Чтение за лицами сказки. Я. Франко «Лис Никита»
- Назовите главных героев сказки «Лис Никита».
- Кто желает читать слова Лисы, Волчицы? Дети, а кто нам еще нужен? (Автор)
- Раскройте учебник на с. 139. Все внимательно следите и слушаем.
- Чему учит эта сказка? Кто автор этой сказки?
Лепесточки відірвем,
Знания свои докажем.
Физкультминутка
2. Работа в группах. Игра «Из какой сказки эта цепочка?»
- Каждой группе я даю карточку, на которой написан цепочку.
Вы все прочтете его, подумаете и відгадаєте, к какой сказке относится эта цепочка.
• Дед, баба, внучка, собачка, кошка.
• Дед, баба, собачка, кошка, мышка.
• Туфелька, принц, карета, волшебница.
Один ученик из группы защищает, доказывает, из какой сказки цепочку.
Лепесточки відірвем,
Знания свои докажем.
3. Работа в парах. «Вспомните, из каких сказок эти строки?»
- Каждой паре я даю карточку, на которой написано предложение с любой литературной сказки.
• Под ветвистыми кудрявыми деревцами зайцы любят отдыхать и вести долгие разговоры о жизни.
• Он объездил весь мир, чтобы найти себе невесту, но так и не нашел.
• Что это ты ешь, Микитко?
- Вы внимательно читаете предложения и вспомните, из какой сказки эти строки. Затем один ученик из пары читает предложение и доказывает с какой оно сказки.
4. Игра «Узнай по описанию персонажей сказок»
• Хитрый, льстивый, учил волчицу ловить рыбу.
• Зазнайка и нахал, который любил лежать в холодке.
5. Игра «Узнай сказки за началом. Названия их авторов»
• Жил-был принц, и захотелось ему...
• Один богатый вдовец женился вторично на вдове, такой кичливой и надменной, которой сколы мир никто и не видел...
VI. ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам урок?
- С каким настроением вы его завершаете?