Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ-КВН ПО ПОВЕСТИ ОСИПА МАКОВЕЯ "ЯРОШЕНКО"

(урок внеклассного чтения)

 

Вступительное слово учителя

Нелегкая историческая судьба уготована украинскому народу. На протяжении веков нашим предкам приходилось защищать свою свободу и независимость. Об этом мы должны знать. Огонек исторической памяти должен всегда гореть в нашем духовном доме. Поддерживать тот святой огонь посвя помогают нам книги. Особенно те, в которых говорится о героической и трагической истории нашего народа. Одна из них - повесть "Ярошенко" Осипа Маковея. Именно ей мы посвящаем наш сегодняшний урок.

Кто же такой Осип Маковей? Ученик и последователь Ивана Франко, поэт, прозаик, переводчик, фольклорист, литературовед, публицист, редактор ряда периодических изданий и опытный педагог. Первые шаги в литературе делал под влиянием И. Франко.

"Работать, жить для народа надо, должен" - клятва и программа художника на всю жизнь.

(Рассказ о писателе продолжают ученики.)

1. Родился Осип Маковей 23 августа 1867 г. в городке Яворов (теперь районный центр Львовской области) в семье земледельца. Несмотря на материальные лишения, ему в 1887 г. удалось закончить гимназию, а в 1893 г.- философский факультет Львовского университета. Более 7 лет работал журналистом. Почти четверть века (с 1899 г.) трудился на ниве народного образования: преподавал украинский язык и литературу в Черновицкой и Львовской учительских семинариях. Был на фронтах Первой мировой войны.

После возвращения работал директором учительской семинарии в Залещиках.

Умер 21 августа 1925 г.

2. Первая его книга под названием "Стихи" вышла в 1894 г., вторая - "Путешествие в Киев" - 1887 г.

О чем же пишет Осип Маковей в своих стихах?

О замечательной природе родного края, чистые и прекрасные чувства человека и, конечно, про украинский народ и его историю.

3. Ученики читают наизусть несколько стихотворений Осипа Маковея ("Сон", "Мы-гайдамаки", "Стрелковый марш").

4. Большая часть литературного наследия Осипа Маковея - это прозаические произведения. Сборники рассказов, очерков, фельетонов "Наши знакомые" (1901), "Рассказы" (1904), "Кровавое поле" (1921), "Прищуренным глазом" (1923), отдельные рассказы - "Оферма", "Весенние бури", повести "Заліссє" (1892) и "Ярошенко" (1905).

5. Ученики исследовали дома вопрос об истории написания повести.

Весной 1899 г. Осипа Маковея было отмечено денежной премией за

рассказ "Оферма" из фонда содействия молодым литераторам, созданного при Венском университете. Эти деньги он использовал на поездку в Вену для научных занятий под руководством выдающегося ученого-слависта Ватрослава Ягича. Здесь, в славянской семинарии, он написал критическую работу о поэма хорватского поэта XVIII века Ивана Гундулича "Осман", посвященную событиям польско-турецкой войны 1621 г. Исследованием этой темы Осип Маковей занимался по совету И. Франко.

"Прежде всего, спасибо Вам за тему, - писал О. Маковей из Вены своему старшему другу в мае 1899 г.,- она очень понравилась Ягичеві и мне нравится".

Собранный в Вене материал о польско-турецкую войну и битву под Хотином Осип Маковей постоянно пополнял. Во время летнего отпуска 1903 г. уехал в село Долгополье - там за два месяца на одном дыхании написал повесть "Ярошенко". О своей работе над произведением автор рассказывает в статье "исторические рассказы".

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ "КТО..?"

1. "... был родом из Каменца-Подольского"? (Старый Ярошенко.)

2. "... сказал Микулов, что польская чата забрала его семью"? (Его товарищ Логофет.)

3. "... в Сучаве был старшим возним при суде"? (Старый Ярошенко.)

4. "... имел добрые синие глаза и подобав на монаха"? (Петр Сагайдачный.)

5. "... парень умный, только по молдавским престолом сожалеет"? (Петр Могила.)

6. "... принял в свой полк Микулу"? (Михаил Дорошенко.)

1. "... рассказывал о случившемся так важно, как бы все было чистейшей правдой"? (Казак Голота.)

8. "... 16 лет пробыл между татарами, был пушкарем у турков"? (Иван Полтавец.)

9. "... спокойно разложил малый огонек во рву, положил соломы и пледов, приготовил себе железную клюшку"? (Филин.)

10. "... говорит, что придет время, и Польша стямиться, будет сестрой Украине"? (Ходкевич.)

Для капитанов на этом уроке предлагаем две задачи:

1. Составить две строфы стихотворения о Хотинской битве.

2. Записать пословицы и поговорки, которые встречаются в повести Осипа Маковея "Ярошенко".

После выполнения учениками инсценировок, когда жюри подводит итоги, предлагаем болельщикам (ученикам, которые не были участниками команд, гостям) "заработать" еще два очка для своей команды, ответив правильно на вопрос:

1. Знал Сагайдачный турецкий язык? (Знал.)

2. Из какого металла казаки отливали пули? (Из олова.)

3. Какого героя народной думы изображено в повести в юмористическом плане? (Казака Голоту.)

4. В какой народной песне говорится о двух исторических лиц, изображенных в повести Осипа Маковея? ("Ой на горе и жнецы жнут".)

(Песню исполняют все присутствующие на уроке).

Домашнее задание, кроме иллюстраций к произведению и инсценировки, предусматривает также выполнение исследовательской работы "Хотинская битва в исторических источниках и повести Осипа Маковея "Ярошенко".

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ "КТО..?"

(До урока-КВН по поэме И. Котляревского "Энеида".)

1. "... собрал всех ветров ко двору, Велел быть плохой погоде"? (Эол.)

2. "... мигом оседлав рака, Схвативсь за его, как бродяга,

И вирнув с моря, как карась"? (Нептун.)

3. "... умная дама и моторная...

Трудолюбивая, очень работящая"? (Дидона.)

4. "... ясного Феба попадья,

При его храме посіділа? (Сивилла.)

5. "... как цыган, смуглой цери был,

От солнца весь он погорел"? (Перевозчик через Стикс.)

6. "... чисто сиротина...

Без нени, без отца ребенок"? (Низ.)

7. "... был молоденький,

Так лет по девятнадцать имел"? (Эвриал.)

8. "... в маленькое зеркальце смотрела,

Кривитись жалобно училась"? (Лавинія.)

9. "Энея не любила - страх"? (Юнона.)

10. "... кружил сивуху

И селедкой заедал"? (Зевс.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ "КТО..?"

(До урока-KB К за п єсою І. Котляревского "Наталка Полтавка ".)

1. ... сказал, что он "бурлака на свете, слоняется от села до села"? (Петр.)

2. ... говорит, что Наташа может умереть "сідою девицей"? (Выборный.)

3. "... имел хороший двор, с рубленой избой. Кладовой, садиком"? (Терпило.)

4. ... говорит, что "врать и обманювать вторых - от Бога грех, а от людей стыд"? (Выборный.)

5. ... считает, что судьба слепа и часто служит злым, негодным и им помогает"? (Пристав.)

6. ... научил Николая петь песню "гомон, Гомон по дубраве"? (Старый запорожец Сторчогляд.)

7. ... хочет "одважитись в ад на три дня уйти"? (Николай.)

8. "... был и у моря, был на Дону, ...заходил и в Харьков"? (Петр.)

9. ... заезжал к выборного в гости (начало пьесы)? (Заседатель Уховертка.)

10. ... был "підканцеляристом из суда"? (Скоробреха.)

11. ... считает, что "замуж выйти - не дождливую час пересидеть"? (Выборный.)

12. ... хочет "утаить, что грамотный, и притвориться дураком"? (Николай.)

На этом уроке предусматриваем такой вид соревнования, как составление толкового словничка до пьесы, рассказ о сценической судьбе произведения "Наталка Полтавка", а также воспроизведение участниками команд обряда сватовства, исполнение песен из пьесы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ "КТО..?" (К уроку KB К по роману П. Кулиша "Черная рада".)

На уроке-КВН по роману Пантелеймона Кулиша "Черная рада" предлагаем участникам команд две викторины. Первая должна выявить знания учащимися деталей произведения, вторая, традиционная, - узнавание героев.

ВИКТОРИНА ПЕРВАЯ

1. На чем сражались Петр Шрам и Кирилл Тур? (На запоясниках.)

2. Куда отвезли раненого Петра Шрама? (В Хмарище.)

3. Как звали гонца из Переяслава, который приехал к Сомика? (Иван Юско.)

4. Какую новость сообщили Сомкові? (Что его полки перешли на сторону Иванца Брюховецкого.)

5. Вблизи какого города находился хутор Винтовки? (Недалеко От Нежина.)

6. Что стояло посреди двора Винтовки? (Столб с кольцами.)

7. Какого цвета был жупан у Брюховецкого? (Голубого.)

8. Чью булаву держал Сомко? (Б. Хмельницкого.)

ВИКТОРИНА ВТОРАЯ: "КТО..?"

1. "... на всю губу пишен и красен"? (Сомко.)

2. "... то веселится сердцем, то тяжело скорбит"? (Леся.)

3. "... добрый сын и истинный казак"? (Петр.)

4. "... был в короткой старенькой свитке, в полотняных штанах"? (Брюховецкий.)

5. "... был казак-душа"? (Кирилл Тур.)

6. "... орел, не казак"? (Петр Шрам.)

7. "... по пістолях за поясом и по длинных шрамах на виду - старый казак"? (Старый Шрам.)

8. "... как будто видит такое, чего зрячим никогда не увидит"? (Человек Божий.)

Кроме уже известных задач, участники команд раскрывают вопрос "Литературная критика о "Черную раду" П. Кулиша" и дают определение понятия "исторический роман", приводят известные им примеры, составляют словарь казацкой лексики.

Капитаны команд пишут сочинение-миниатюру "Какие чувства и размышления вызывают у меня образы кобзаря и Филина" (по роману П. Кулиша "Черная рада"). Также выбирают из представленных определений те, которые бы соответствовали характеристике Сомика или Брюховецкого: пышный, бесчестный, искренний, ненасытный, красивый, лукавый, коварный, смелый, незлобное, жалкий, гордый, умный, честолюбивый.

Думаем, что после такой работы над содержанием произведения ученики смогут раскрыть любую проблему, затронутую в нем; мотивировать действия и поступки героев; дать им собственную оценку; подчеркнуть роль художественных средств, с помощью которых автор изображает персонажей, воспроизводит эпоху, место событий; выразить свое отношение к изображаемому.