Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

Тема урока. УРОК-КВН ПО РОМАНУ И.С. НЕЧУЯ-ЛЕВИЦКОГО "ОБЛАКА"

Цель урока: ознакомить учащихся с содержанием и проблематикой романа "Тучи"; способствовать развитию речи школьников, их творческих способностей, стремлению быть активным в общественной жизни.

Вступительное слово учителя.

Литература формирует сознание. Это - вещь неоспоримая. И понятно, почему так кромсали, разделяли украинскую литературу прошлых времен. Одну оставляли в употреблении, другую, ту, которая формировала национальное сознание, изымали из библиотек, уничтожали, жгли, поэтому "за бортом" оказалась большая часть духовного наследия украинской литературы.

Наша задача - вернуть то, что было отброшено, забыто, облаяне, проклятое.

Сегодня мы возвращаемся к роману И.С. Нечуя-Левицкого "Облака".

О чем это произведение? Почему ему всегда ставили цензурные рогатки, запрещали? Да потому, что рассказывается в нем о город, интеллигенцию, которую прежняя система называла "панамы". А должны писаться произведения только о бедных. Эта система упорно воспитывала у украинцев комплекс неполноценности, мол, украинская литература неинтересна, "второсортная", потому что в ней разрабатывается только крестьянская тематика.

Теперь мы знаем, что это далеко не так. Правдивым подтверждением этого является произведение "Облака".

"...Роман "Облака", - писал О. Белецкий, - и по времени своего появления, и по тем интересом, который он вызвал у читателей, остается документом, интересным для историка общественного движения и для истории украинской художественной прозы".

"Облака" - хорошая книжка, которая очаровывает нас не одной превосходно написанной страницей", - отмечает Валерий Шевчук.

(Высказывания о романе "Тучи "выписано на доске возле портрета писателя.)

Думаю, что сегодня вам удастся подтвердить правдивость слов О. Белецкого и В. Шевчука.

В своеобразном соревновании вы раскроете свое знание содержания романа, понимание мыслей и поведения персонажей, свои художественные и актерские способности. А как вы это сумеете сделать, оценит жюри.

(Называем членов жюри, к которому привлекаем коллег-словесников, работников библиотеки, старшеклассников, если это мож^гиво, гостей.)

Соревнуются две команды - "Толока" и "Надежда".

Быть первым всегда трудно. Команда может выступить с приветствием второй, если ее участники быстрее и правильно ответит на 3 вопроса:

1. Когда был написан роман "Облака"? (1870-1871 гг.)

1. Какова первоначальная название произведения? (" Черные тучи".)

3. Откуда такое название? Что символизируют облака? (Российское государство, что осенило Украину, словно черная туча.)

Приветствие команд оценивается 5 баллами.

 

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ "ТОЛОКА"

1-ый чтец.

Твердый у нас сегодня шаг,

И песня наша радостная и звонкая.

Всех, кто пришел на КВН-урок,

Поздравляет искренне наша "Толока"!

(Песня на мотив "А зори, а зори...")

Светило нам солнце, сияли нам звезды,

И месяц к нам заглядывал,

Как все мы читали

Нечуєві "Облака",

И каждый вопрос составлял.

 

Нам снился Дашкович, его Степанида,

Пылкий и смелый Радюк,

И щирая Галя, что песню пела,

И госпожа Лукерья, и веселый Масюк.

Героев и темы, идеи, проблемы -

Все мы уже постигли,

И очень бы хотели,

Чтобы нас оценили,

И баллы все отдали.

2-й чтец.

Мы знаем, победа будет нелегкая -

Соперники достойные ныне в нас.

Но на то мы и "Толока",

Чтобы показать знаний высокий класс.

3-й чтец.

Возможно, вашу мы захмарили надежду,

Вы не схиляйте головы в печали.

Сильнее победу пусть здобуть сумеет

В бескомпромиссной, честной борьбе!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ "НАДЕЖДА"

1-ый чтец.

Мы прожили на свете еще не так много.

И мысль в нас горит - не тлеет!

И облака нам никакие не заступят праздники,

Потому мы зовемся все - "Надежда"!

2-й чтец.

Мы прочитали страницы романа

О том, как тучи заслонили Украину.

И нас слова пустые не введут в заблуждение -

Лишь действия нам приблизят светлую погоду.

3-й чтец.

И посоревноваться с вами мы уже готовы,

Ответить на все самые трудные вопросы:

О Киев древний, о красоте и силе слова

И о героях мечты, думы и чувства.

(Песня на мотив "Несет Галя воду".)

Мы "Облака" читали

И достаточно внимательно,

Даже не проходили

Пейзажные картины.

Нам часто снились

Мещане и Киев,

Их видим ясно

И все понимаем.

И нас не пугает

Никакое соревнование,

Всем посылаем

Лучшие поздравления!

Учитель. Жюри оценивает приветствие, а команды готовятся к викторине "КТО..?". Участники команд дают ответы на вопросы поочередно, без обдумывания. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ "КТО..?"

1. "... умел рисовать и стал на ноги из своего живописи"? (Сидор Сухобрус.)

2. "... имел лицо искренне киевское: более круглое, чем длинные, с полными румяными щеками"? (Степанида)

3. ... имел нрав очень деспотической, "говорил каждому "ты", хоть бы встретился с ним впервые на века"? (Воздвиженский)

4. "... был чистый черкащанин: высокий, ровный, с могучими плечами, с казацкими грудью"? (Даиікович.)

5. ... имел "глаза, как огонь, губы, как кораллы"? (Марта.)

6. "... вышел из людей небогатых, был сыном казака", "служил в армии в гусарах"? (Старый Антон Радюк.)

1. ... любил изображать из себя "светскую ознакомиться с текстом правил можно"? (Лукерья Высокая.)

8. "... мечтал о свою Украину мере европейских идей"? (Павел Радюк.)

9. ... говорил, что "наша поэзия, язык богат, как чистое золото" (Павел Радюк).

10. "... была небогатого рода, но красивая, как степной цветок весной"? (Галя Масюківна.)

11. "начал забывать свой народ, литературу и чего вцепился в чистой науки и к славянам"? (Дашкович.)

12. "... боялась серьезной книги и уважительной беседы, а национальности и народности совсем не понимала"? (Ольга.)

13. "... презирал крестьян, дразнил их "хохлами", стеснялся ними"? (Кованько.)

14. "... был брюнетом, с хорошим греческим классическим лицом, хоть и немного аскетичным"? (Петр Могила.)

15. ... имел "полное, с красными сытыми губами лицо"? (Феофан Прокопович.)

16. "... не любил науки, не уважал, имел ее только как способ проложить себе дорогу в жизни"? (Воздвиженский)

После объявления членами жюри количества баллов, полученных командами, участники обмениваются вопросами (по 3); каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Следующий конкурс - выразительное чтение и устное рисование. (Выразительное чтение - 5 б., задачи по теории литературы - 5 б., за устную картину - 5 б.)

Команды должны прочитать (цепочкой) описание Киева и выполнить два задания:

1. Определить художественные средства в стихе.

2. Нарисовать мысленную картину по тексту.

(Время - 6 минут.)

Капитаны команд выбирают карточки, на обратной стороне которых указано отрывок для выполнения предложенного задания (по книге 1. Нечуя-Левицкого "Облака".- К.: Радуга, 1993).

карточка

От слов "Плисковаті широкие островки..." до "...межигорскими борами" (С. 124).

карточка

От слов "Перед ними за Днепром..." до "...свежими цветками истории" (С. 14).

Жюри оценивает конкурс, учитель объявляет следующее задание для команд.

- Читая роман "Облака", вы должны были представить себя участниками событий, персонажами, змальованими в произведении. Как вы сумели это сделать, мы сможем узнать из "Игры в героев произведения".

Капитаны команд вытягивают карточки, на обратной стороне которых указано героев (Дашковича, Воздвиженского, Степаниду, Ольгу, Галя, Павла Радюка), чьи роли будут играть участники.

Каждый рассказ-игра оценивается 5 баллами.

Учитель. Следующий вид соревнования - конкурс капитанов. Нужно, не пользуясь книгой, вспомнить выразительные художественные детали в романе и написать, с какой целью приняты. (Эти небольшие исследования оцениваются 5 баллами.)

Задача капитаны выполняют письменно, а мы знакомимся с юными художниками, которые демонстрируют иллюстрации к произведению. (Рисунок - 5 б., его защита - 5 б.)

Капитаны отдают членам жюри свои письменные работы, а команды готовятся к инсценировок (домашнего задания), которое оценивается 10 баллами. После этого жюри объявляет количество баллов за предыдущее задание.

Учитель. Закончился наш последний конкурс. Независимо от того, кто сегодня станет победителем, мне кажется, каждый из вас вынес для себя хороший урок: нельзя в жизни стоять в стороне от того, что делается вокруг тебя, презирать родной язык, быть бездеятельным, ибо слова ничего не стоят, когда они не подтверждены делами.

(Члены жюри объявляют окончательные итоги, участники соревнования дарят присутствующим эмблемы своих команд.)

Уроки-КВН проводятся в разных классах, по разным произведениям, но готовятся учащиеся к занятиям по задачам, указанным выше. Их, конечно, можно дополнять, изменять. Далее предлагаем отдельные материалы уроков-соревнований по повести Осипа Маковея "Ярошенко", поэме Ивана Котляревского "Энеида" и пьесе "Наталка Полтавка", роману Пантелеймона Кулиша "Черная рада".