Тема урока. ОБРАЗЫ РОМАНА ПАНТЕЛЕЙМОНА КУЛИША "ЧЕРНАЯ РАДА" (ЯКИМ СОМКО, ИВАН БРЮХОВЕЦКИЙ, КИРИЛЛ ТУР, ПЕТР ШРАМ)
Цель урока: ознакомить учащихся с чертами характера персонажей, их поступками; развивать критическое мышление, связную речь девятиклассников; способствовать формированию чувства ответственности за судьбу народа, любви к родине, высоких нравственных качеств. Оборудование. Портрет П. Кулиша, диаграмма Вена, карточки с заданиями, выставка статей о писателе, "Дерево жизни".
Ход урока
Учитель. Сегодняшний урок литературы мы начинаем пятиминуткой "На литературных горизонтах Украины". (Несколько учеников делают короткие сообщения о важнейших событиях в литературной жизни Украины за последнюю неделю.)
Учитель. А теперь переходим к теме нашего урока. На доске - портрет Пантелеймона Кулиша, на выставке - материалы о нем и его творчестве, а у нас в руках - его роман "Черная рада", над которым мы продолжаем работать. На предыдущих уроках мы уже говорили о содержании произведения, его проблематику, а сегодня поработаем над характеристикой некоторых героев "Черной рады" - Якима Сомка, Ивана Брюховецкого, Кирилла Тура и Петра Шрама. Итак, запишите тему урока.
Как вы думаете, есть ли эта тема важна? Зачем нам ее рассматривать? (Ответы учащихся.)
Это нужно, чтобы глубже познать нашу историю, отраженную в художественной форме, чтобы определить для себя, каким должен быть народный руководитель, моральные качества делают человека человеком. Прежде всего, попробуем с краткой характеристикой узнать персонажей, о которых пойдет речь на уроке.
(Ученики работают в группах. Отвечают поочередно. За каждый правильный ответ получают отметку - прямоугольник, треугольник или др. Количество полученных отметок подсчитывается в конце урока.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ "КТО..?"
"Орел, не казак!" ? (Петр Шрам.)
"Добрый казак; по отцу пошел. Твоя отвага большая"? (Петр Шрам.)
"...высокий и красивый, сверху кирея, подбитая соболем"? (Сомко.)
"здоровенный, широкоплечий казак"? (Кирилл Тур.)
"высокий, дородный, кругловидий, русый"? (Яким Сомко.)
"Искренний и незлобное был рыцарь, да уж как допекут ему, то берегись"? (Сомко.)
"В коротком старом свитке, в холщовых штанах, сапоги ... попротоптувані"? (Брюховецкий.)
"Бойкий казак, да еще и атаман"? (Кирилл Тур.)
Учитель. В романе "Черная рада" П. Кулиш нарушает болезненные вопросы для украинской нации - независимости, власти, национального возрождения. Людьми, от которых в свое время зависело решение этих вопросов, были Каким Сомко и иваном Брюховецким. Это - персонажи исторические. Сомко и Брюховецкий борются за гетманскую булаву. Гетман - должность чрезвычайно важная. А с чем у вас ассоциируется слово "гетьман"? Какими чертами, по вашему мнению, он должен был бы обладать? Попробуйте составить "ассоциативный куст" к слову "гетман" (Ученики за определенное время - минуту-две - записывают ассоциации, а потом их зачитывают.)
Беседа с учениками.
1. Как автор описывает внешность Сомка и Брюховецкого? Зачитайте. О чем это свидетельствует? Не считаете ли вы, что автор несколько идеализирует Сомика?
2. Что было главным в жизни для Сомика?
3. Как он представляет будущее Украины?
4. Или важным является вопрос единства Украины сегодня? Если так, то почему, по вашему мнению?
5. Говоря о Брюховецкого, автор употребляет слова "человечек", "Иванец". Зачем?
6. Заслуживает Брюховецкий таких слов?
7. Найдите описания внешности Брюховецкого. Какую одежду он носит до выборов и после них? О чем это свидетельствует? Как Брюховецкий относится к черни? Подтвердите свои мысли словами из текста.
8. Могла ли Украина процветать за такого гетмана?
9. Или закономерным было то, что в Украине пришло время Великой Руины?
Учитель. В произведении "Черная рада" описано и образы казацкого юношества - Кирилла Тура и Петра Шраменка. Что вы о них узнали? Кто из них, по вашему мнению, по-настоящему любит Лесю? Кто из них вам больше понравился? Почему? (Ответы учащихся.)
Учитель. Найдите в тексте несколько характерных эпизодов, рассказывающих о Сомика, Брюховецкого, Тура, Шраменка. Выразительно прочитайте (вслух) те, которые понравились вам больше всего. Сформулируйте их главную мысль.
Дискуссионная трибуна.
Хорошо, по вашему мнению, сделал Сомко, отказавшись от предложения Кирилла Тура? Чья жизнь важнее для Украины?
Учитель. На столе 4 листа бумаги, на обороте которых написаны имена персонажей. Каждая группа выбирает для себя один из листов. Я даю вам блок определений (на липучих полосок), из которых вы выбираете те, что соответствуют вашему герою, и приклеиваете на лист. (Ученики работают, а потом зачитывают подобранные прилагательные.)
Учитель. А сейчас попробуйте представить себя теми персонажами, о которых мы сегодня говорим, и расскажите "о себе" от первого лица. Итак, "Игра в героев произведения". (Представители групп выбирают карточки, на обороте которых названы персонажи, минутку-две группы готовятся и тогда представляют того или иного героя, получая в зависимости от достоверности, мотивированности, полноты, выразительности и эмоциональности ответов одну, две или три отметки.)
Учитель. Итак, какие черты характера, по вашему мнению, должны быть присущи человеку при власти? (Ответы учащихся.) А обычному человеку? (Ответы учащихся.) Нужно ли современной молодежи читать такие произведения, как "Черная рада"? Если да, то зачем? (Ответы учащихся.)
Учитель. На доске - "Дерево жизни". На нем - листочки. Но они необычные - на них слова, которые обозначают разные моральные ценности. Подойдите и выберите то, что является для вас самым важным. Объясните свой выбор.
Учитель подводит итоги урока, предлагает учащимся посчитать отметки, определить виды деятельности на уроке, которые им понравились, сообщить о том, что из данного урока они взяли для себя, и предлагает домашнее задание:
Дайте ответ на вопрос "должен Ли каждый из нас нести ответственность за судьбу своего Отечества?"