Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

 

ШКАТУЛКА СКАЗОК УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

Урок 115. БЕРИСЬ ДРУЖНО, НЕ БУДЕТ ТРУДНО. ЮРИЙ ЯРМЫШ «И САМА МЫШКА»

 

Цель: совершенствовать технику сознательного выразительного чтения; развивать умение анализировать прочитанное, давать ответы на вопросы, характеризовать действующих лиц; воспитывать желание работать в коллективе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

Для сынков-молодцов

Мать напекла блинов.

И хвалили молодцы

Те блины на молоке.

2. Работа над лічилкою

Волк расселся на печи,

Из пакли крутит калачи,

С віхтя выхватит кусок -

Раз - и стулить пирожок.

Волчье тесто с рук упало,

А упало - то пропало.

Черный пес цапнул пирог -

И бежать сколько ног.

Розбігаймось кто куда, -

Волк бежит - жди беды!

3. Работа над чистомовкою

Ки-ки-ки - очень любим мы сказки.

Ны-ны-ны - учат всему нас они.

Эта-эта-эта - ох интересная сказка эта.

Ву-Ву-ву - хочу слушать новую.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Игра «В художественном музее»

Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.

2. Игра «Лицом к лицу»

Ученики поворачиваются друг к другу и пересказывают сказку в парах.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Отгадайте загадку.

• Сиднем в земле сидела,

Время пришло - и всех сдружила

Деда, бабку, внучку и Хвінку,

Мышку и кицюню Мінку. (Репка)

- Как вы считаете, поможет мышка всем и следующего года?

- Сегодня мы об этом узнаем из сказки, которую написал Юрий Ярмыш.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Биографическая справка

- Родился Юрий Феодосьевич в Днепродзержинске на Днепропетровщине в семье учителей. Детство его прошло на берегах Славуты и на Урале, а школьные годы - среди роскошной природы Карпат.

Юрию Ярмишу приходилось много путешествовать. Он побывал в Великобритании, Канаде, США, на Балканах, несколько раз посетил Индию, впечатление о которую описал в произведении «По дорогам Индии».

Как сказочник Ю. Ярмиш известен не только в нашей стране. В Санкт-Петербурге выдано антологию лучших сказок современных писателей стран Содружества Независимых Государств, в котором помещено по одному-два произведения каждого автора, а Ю. Ярмиша - аж 16 сказок.

Друзья в шутку называют его «украинским Андерсеном». И это не случайно. Имя украинского сказочника Ю. Ярмиша заняло одно из ведущих мест среди писателей, которые пишут для детей и о детях.

В 2001 г. за цикл новелл-фантазий Юрий Феодосиевич присуждена литературная премия имени Юрия Яновского.

2. Обработка сказки «И сама мышка» (с. 141-142)

1) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение сказки учащимися.

- Понравилась ли вам сказка?

- Что в ней необычного?

2) Словарная работа.

а) Справочное бюро.

Гордиться - испытывать гордость за кого-либо, быть преисполненным гордости за что-то; гордиться.

б) Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем; скороговоркой в парах.

Вот тогда

страх в прошлом году

понять відхекатись

прошлогодней наморилася

устрашающе волки

- Прочитайте самое короткое и самое длинное слово.

Физкультминутка

3) Чтение сказки учащимися «цепочкой».

4) Анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения.

- Как бабушка и кошка благодарили мышке?

- Что ответила мышка дедушке в следующем году?

- Вспомните персонажей украинской народной сказки «Репка».

- Опишите их действия в народной и литературной сказках.

- Что общего и отличного в народной сказке и сказке Юрия Ярмиша? Чего больше?

- Рассмотрите рисунок. Какой эпизод сказки на нем изображено?

3. Обработка сказки «Про репку и внучку»

1) Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение первой части сказки.

- Читайте, пытаясь предсказать, что будет происходить дальше.

- Как вы считаете, кто поможет?

2) Чтение учащимися концовки сказки.

- Почему внучка не захотела рвать репку?

- Какие важные для вас мысли Юрий Ярмыш выразил в своих сказках?

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чему вас научили прочитанные сказки?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Пересказывать сказки.