II семестр
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
ШКАТУЛКА СКАЗОК УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Урок 115. БЕРИСЬ ДРУЖНО, НЕ БУДЕТ ТРУДНО. ЮРИЙ ЯРМЫШ «И САМА МЫШКА»
Цель: совершенствовать технику сознательного выразительного чтения; развивать умение анализировать прочитанное, давать ответы на вопросы, характеризовать действующих лиц; воспитывать желание работать в коллективе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Для сынков-молодцов
Мать напекла блинов.
И хвалили молодцы
Те блины на молоке.
2. Работа над лічилкою
Волк расселся на печи,
Из пакли крутит калачи,
С віхтя выхватит кусок -
Раз - и стулить пирожок.
Волчье тесто с рук упало,
А упало - то пропало.
Черный пес цапнул пирог -
И бежать сколько ног.
Розбігаймось кто куда, -
Волк бежит - жди беды!
3. Работа над чистомовкою
Ки-ки-ки - очень любим мы сказки.
Ны-ны-ны - учат всему нас они.
Эта-эта-эта - ох интересная сказка эта.
Ву-Ву-ву - хочу слушать новую.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Игра «В художественном музее»
Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.
2. Игра «Лицом к лицу»
Ученики поворачиваются друг к другу и пересказывают сказку в парах.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Сиднем в земле сидела,
Время пришло - и всех сдружила
Деда, бабку, внучку и Хвінку,
Мышку и кицюню Мінку. (Репка)
- Как вы считаете, поможет мышка всем и следующего года?
- Сегодня мы об этом узнаем из сказки, которую написал Юрий Ярмыш.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Родился Юрий Феодосьевич в Днепродзержинске на Днепропетровщине в семье учителей. Детство его прошло на берегах Славуты и на Урале, а школьные годы - среди роскошной природы Карпат.
Юрию Ярмишу приходилось много путешествовать. Он побывал в Великобритании, Канаде, США, на Балканах, несколько раз посетил Индию, впечатление о которую описал в произведении «По дорогам Индии».
Как сказочник Ю. Ярмиш известен не только в нашей стране. В Санкт-Петербурге выдано антологию лучших сказок современных писателей стран Содружества Независимых Государств, в котором помещено по одному-два произведения каждого автора, а Ю. Ярмиша - аж 16 сказок.
Друзья в шутку называют его «украинским Андерсеном». И это не случайно. Имя украинского сказочника Ю. Ярмиша заняло одно из ведущих мест среди писателей, которые пишут для детей и о детях.
В 2001 г. за цикл новелл-фантазий Юрий Феодосиевич присуждена литературная премия имени Юрия Яновского.
2. Обработка сказки «И сама мышка» (с. 141-142)
1) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение сказки учащимися.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что в ней необычного?
2) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Гордиться - испытывать гордость за кого-либо, быть преисполненным гордости за что-то; гордиться.
б) Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем; скороговоркой в парах.
Вот тогда
страх в прошлом году
понять відхекатись
прошлогодней наморилася
устрашающе волки
- Прочитайте самое короткое и самое длинное слово.
Физкультминутка
3) Чтение сказки учащимися «цепочкой».
4) Анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения.
- Как бабушка и кошка благодарили мышке?
- Что ответила мышка дедушке в следующем году?
- Вспомните персонажей украинской народной сказки «Репка».
- Опишите их действия в народной и литературной сказках.
- Что общего и отличного в народной сказке и сказке Юрия Ярмиша? Чего больше?
- Рассмотрите рисунок. Какой эпизод сказки на нем изображено?
3. Обработка сказки «Про репку и внучку»
1) Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение первой части сказки.
- Читайте, пытаясь предсказать, что будет происходить дальше.
- Как вы считаете, кто поможет?
2) Чтение учащимися концовки сказки.
- Почему внучка не захотела рвать репку?
- Какие важные для вас мысли Юрий Ярмыш выразил в своих сказках?
VI. ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чему вас научили прочитанные сказки?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Пересказывать сказки.