Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

 

ШКАТУЛКА СКАЗОК УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

Урок 114. ИВАН ФРАНКО «ЛИС НИКИТА» (отрывок)

 

Цель: дать учащимся понятие «авторские (литературные) сказки»; учить их анализировать содержание произведения, давать характеристики героям; развивать технику чтения; формировать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Игра «Тренируем эмоции»

• Насупитись, как сердитый человек, осенняя туча;

• улыбнуться, как кот на солнце, как само солнышко;

• позлитись, как два цапки на мосту;

• испугаться, как Маша, что потерялась в лесу;

• подустать, как дед, тянул репку;

• погарчати, как рычит Сирко на волка и т.д.

2. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»

Говорил сказку - сказочку,

Поговорку - приказочку!

Косарикам - косарям,

Казкарикам - у сказочников.

3. Работа над чистомовкою

Ато-ато-ато - чистомовок много.

Те-те-те - и лучшие будут те,

Ята-ята-ята - что помогут вам, малыши,

Ув-ув-ув - ротик чтобы послушным был!

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Повтори и вспомни» (с. 136).

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Игра «Отгадайте сказку» (см. приложение на с. 104)

- Молодцы, дети! Я вижу, вы знаете эти сказки. А кто их придумал? (Дети: «Мы не знаем автора».)

- Правильно. В этих сказочках нет одного автора, ведь шли они к нам с давних времен, пересказывались от одного поколения к другому. И поэтому они имеют одно название: народные.

- А сегодня мы начнем знакомство со сказками, в которых автор известен. Эти сказки называются литературными, или авторскими.

Давайте повторим и запомним эти названия. (Дети несколько раз повторяют, запоминают термины.)

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа над задачей с ящиков литературных сказок

2. Обработка сказки Ивана Франко «Лис Никита» (с 137-141)

1) Вступительная беседа.

- Сказочка, с которой мы познакомимся сегодня, называется «Лис Никита».

- Что вы знаете о лисе, ее повадки, поведение? (Демонстрация рисунка лисы.)

- В каких сказочках вы встречались с ней?

- Автор этой сказки - И. Я. Франко.

2) Чтение учащимися текста про И. Я. Франко.

3) Чтение сказки учащимися молча.

- Назовите персонажей прочитанной сказки.

4) Словарная работа.

Леститися - нежно горнутися, проявлять ласку к кому-нибудь.

Шарпнула - тянуть кого-, что-либо посмиком; резко, порывисто дергать за что-то.

Возиться - не сидеть спокойно; ерзать.

5) Чтение сказки учащимися «цепочкой».

- Где Волчица встретила Лиса?

- Что он делал?

- Каким автор изобразил Лиса и Волчицу?

- Чем закончилась рыбалка для Волчицы?

- Вспомните украинскую народную сказку, в которой подобное творение Ивана Франко.

- Рассмотрите рисунок к сказке.

- Каким изображен Лиса?

6) Чтение сказки учащимися по лицами.

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Итак, наш урок подошел к концу. Что же нового на нем вы узнали? (Сказки бывают не только народными, но и литературными, или авторскими.)

- С какой сказкой вы познакомились?

- Чему она вас научила?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать и пересказывать сказку «Лис Никита».

По желанию проиллюстрировать сказку.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 114

• Он сидел на окошке,

Как маленькое солнышко.

От деда с бабушкой бежал,

Побежал в лес и вдруг исчез. («Колобок»)

 

• Снесла яичко золотое,

Обрадовались очень дед и баба.

Вы, дети, знаете ее -

Да это же... («Курочка Ряба»)

 

• В хижине охайненькій

Голосистый петушок жил,

И от утра до заката

Работать он любил.

Еще жили с ним мышата,

Круть и Верть их звали.

Целый день ленивые,

В поле прыгали.

До работы не желающие,

А как есть - тут как тут.

Вспомните, милые дети,

Как эту сказочку зовут? («Колосок»)

 

• Из какой сказки я,

Бычок-третячок?

Из соломы дед сделал,

Сторону смолой засмолив. («Соломенный бычок»)