II семестр
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
ШКАТУЛКА СКАЗОК УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Урок 116. СКУПОЙ, АЖ СИНИЙ. ВАСИЛЬ ЧУХЛИБ «ЗАЯЧИЙ ХОЛОДОК»
Цель: продолжить ознакомление учащихся с литературными сказками; совершенствовать технику правильного, сознательного, выразительного чтения; формировать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы из прочитанного; воспитывать щедрость, дружелюбие.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
До крокодила Крокодил
Приплывал просить мыла,
Ибо надоело крокодилу
Умываться без мыла.
2. Работа над чистомовкою
Ить-ить-ить - листья в лесу шелестит.
Ом-ом-ом - страшно зайчику одному.
Иця-иця-иця - где-то там крадется лиса.
Оги-оги-оги - спасут зайца ноги.
Не-не-не - быстро от лисы он чкурне.
3. Работа в группах
Игра «Поймай мое настроение»
Детям предлагается поработать в паре и договориться, кто начнет действия первым. Учащиеся выполняют действия, которые называет учитель.
- Улыбнитесь, «снимите» улыбку со своего лица ладошкой и «бросьте» своему соседу. «Поймайте» улыбку, «украсьте» ею свое лицо.
- Изобразите на лице эмоцию Бабы Яги; упрямой Козы-дерезы; смелого Котигорошко; хвастливого Колобка и т.д.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Лицом к лицу»
Ученики поворачиваются друг к другу и пересказывают сказку в парах.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой, главным героем которой является... Отгадайте кто?
• Длинные уши,
Куцый хвост,
Небольшой
Сам ростом.
На огороде
Побывал -
Нам капусту
Попортил. (Заяц)
- Назовите сказки, героем которых является заяц.
- Что же нового расскажет нам о куцохвостого Василь Чухлиб?
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографическая справка
- Василь Чухлиб родился в селе Лебедевка на благословенной земле древней Черниговщины, и живописная красота ее природы с малых лет глубоко запала ему в сердце, чтобы выплеснуться взволнованными строками в его поэтической прозе.
В 1970-е годы новеллы В. Чухлиба, напечатанные в периодике, привлекли внимание редакции журнала «Малятко», и тогда писателю предложили выступить с рассказами для детей. Впоследствии из произведений, напечатанных в «Малышке», сложилась первая книжечка молодого литератора «Кто встает раньше». Пишет В. Чухлиб короткие рассказы и сказки - прозрачные, как хрусталь, тихие, как теплое лето. Большинство из них - о природе. Писатель просто, без лишних сюжетных ходов и придумок рисует современный мир, в котором действуют взрослые и дети, которые так или иначе находятся на природе. Представителей природного мира автор наделяет теми чертами, характером и поведением, которые свойственны добрым и злым людям.
Физкультминутка
2. Обработка сказки Василия Чухлиба «Заячий холодок» (с. 143-146)
1) Игра «Предсказания».
- Прочитайте название сказки. Подумайте, о чем в ней пойдет речь.
2) Игра «Рыбки».
Самостоятельное молчаливое чтение сказки учащимися.
- Правильными оказались наши предположения о содержании сказки?
3) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Лопоухий - который имеет большие, оттопыренные уши.
Неудобный - который смущает, беспокоит, гнетет.
б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем; скороговоркой в парах.
Зазнайка наосонні
загаласує гамірливими
улігшися вьющимися
поплелся насурмонившись
4) Чтение сказки учащимися «цепочкой».
5) Анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения.
- Правильным ли оказалось ваше предположение о содержании сказки?
- Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует лопоухого зайца. Подберите слова-признаки.
- В чем проявлялась наглость зайца?
- Нарисуйте Зайца таким, каким вы представляете его в начале и в конце сказки.
- Можно сказать, что Заяц понял свою вину? Обоснуйте ответ строчками из текста.
6) Работа в группе.
- Прочитайте сказку за лицами.
3. Проработка стихотворения-загадки Дмитрия Белоуса
- Прочитайте стихотворение-загадку Дмитрия Белоуса. Отгадайте, о какой сказке идет речь и кто ее автор?
VI. ИТОГ УРОКА
- Какую сказку читали на сегодняшнем уроке?
- Какой вывод для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить прочитанные сказки украинских писателей. Подготовить ответы на вопросы (с. 145-146).