Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Собор как символ духовной красоты человека

IV вариант

«Собор» О. Гончара действительно произведение великого интеллектуального наполнения, поискового, дискуссионного плана, гостропроблемний и полемический. Это произведение был чрезвычайно популярен в народе, да и сейчас им увлекаются люди стран, на языки которых он был переведен. Но было такое время, когда роман «Собор» был запрещен. Его нигде не печатали почти двадцать лет. Все же потерять интерес читателей к произведению никто не смог. Такая огромная сила правдивого слова О. Гончара.

Главным персонажем этого произведения, стержнем романа является, конечно, Собор. Почти 200-300 лет назад он был построен казаками в память о разрушении Запорожской Сечи. В течение всех лет этот памятник архитектуры удивлял людей своей молчаливой красотой. В романе Собор является символом духовного богатства. Он предстает перед нами как память исторического прошлого. И хотя время сыграл свою роль, здание и до сих пор выглядела прекрасно. Писатель в этом романе изобразил собор, как живое существо: «Ночью собор молодеет. Морщин времени на нем не видно». Прозаик назвал его «совершенным архитектурным произведением», симфонией пластики». Для многих людей Зачиплянки собор стал какой-то удивительной сокровищницей. Какую-то волшебную магию чувствуют в соборе и Николай Баглай, и Елька, и Иван со своей женой Вірунькою, и профессор Яворницкий. Они считают его священным местом. И смелый юноша Николай защищал собор от страшного шума и крика, шума магнитофонной, чуть не поплатившись своей жизнью. Так некогда защищал собор профессор Яворницкий от разбойников атамана Махно. Для Николая Баглая собор стал неотъемлемой частью природы, таким необходимым, как месяц, как и сама ночь, «с немой музыкой его округлых, гармонично сочетающихся бань». Не случайно Николай предстает перед читателем как «чистый мыслями и непорочными действиями юноша». Он увлекается всем прекрасным и полезным для людей, делает проекты фильтров для заводов, чтобы воздух был чище. Николай не верит, что «святости исчезают из жизни и на их место все больше врывается цинизм...»

Для Єльки собор стал возрождением, стремлением к новой жизни, верой в настоящую любовь. Судьба девушки не была такой прекрасной и беззаботной. После того, как ее предали, она не хотела даже жить, но, приехав в Зачіплянку, встретила Николая, который смог вернуть ей веру в настоящую любовь. Определенную роль в этом сыграл и собор. Елька в произведении - умная и очень красивая девушка. Мы не можем винить ее за то, что произошло у нее с бригадиром. Она не была какой-то шлюхой, а хотела только настоящей любви.

Однажды учитель Фома Романович советовал Николаю и Ельце: «Соборы душ своих берегите, друзья... соборы душ!..» И эти слова глубоко запали в сердца влюбленных.

Еще один персонаж романа - Володька Лобода. Это образованный, наблюдательный, умный человек. Цель Володьки - карьера, которой нужно достичь «наперегонки, перемежающейся, как обезьяны вверх по кокосовым орехом». Главное для Лободы - «не давать пощады старосвітчині». Собор для него не имеет никакой ценности, и он хочет разрушить его, чтобы на этом месте сделать рынок. Но, как бы там не было, Лобода увлекается собором: «Но ведь красавец, стервець!» Володька потерял свой собор человеческой души и предстает перед нами примитивным юшкоїдом.

Своим произведением О. Гончар хочет доказать нам, что и в наше время есть люди, которые имеют соборы душ, которые лелеют и оберегают духовные сокровища. Писатель верит, что молодое поколение, в образе которого он изобразил Николая и Єльку, также будет со светлыми мыслями и благородными действиями и не будет равнодушным к искусству. О. Гончар осуждающей карьеризм и бюрократизм, бездуховность людей. Все это он показал в образе В. Лободы. Писатель призывает беречь и чтить памятники искусства и тем самым никогда не терять соборы человеческих душ.