Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Собор как символ духовной красоты человека

III вариант

Часто ли мы задумываемся над тем, каким должен быть настоящий человек? Кажется, нет. Поэтому с каждым годом становится все труднее найти настоящих друзей, увидеть на улицах улыбающиеся, добрые лица. Наши души теряют возможность воспринимать красоту, перестают понимать окружающий мир, они, кажется, заваленные грязью и камнями. Чтобы помочь нам это понять, Олесь Гончар и написал свой «Собор».

События романа происходят в основном в поселке Зачеплянке, где живут и работают работяги-металлурги со своими дневными и ночными сменами; где, с одной стороны, блестит сага, а с другой - облупленный, заброшенный старинный собор, построенный еще запорожцами. Именно вокруг этого собора и разворачиваются события, именно он становится своеобразным экзаменатором на честность, на добро, на духовное богатство человека. Потому что только такой человек может «молиться» на него и, несмотря на грязь и захламление, видеть «немую музыку его округлых, гармонично сочетающихся бань, нарастающих ярусов, его певучих линий». Глядя на это, невозможно не проникнуться духом святости, невозможно не почувствовать духовную связь между поколениями. Именно с этого, на мой взгляд, и начинается соборность душ. Никто о таких людях не скажет, что у них в душе вместо «храма» «груда кирпичей».

Имел в душе «храм» и Николай Баглай, студент металлургического института. Очень его привлекала история, летел он мыслями в прошлые века и видел величественный собор в годы забастовок, революционных манифестаций, в годы «правления» батьки Махно, в годы Отечественной войны. Он любовался этим собором и как строил в душе свой, собственный. Баглаю-младшему даже невольно пришлось повторить подвиг профессора Яворницкого, который запретил грабить собор приспішникам батьки Махно. Парень застал в храме пьяниц и хулиганов и пытался остановить дикую оргию, но за это получил пять ножевых ран, одна из них - на миллиметр от сердца. И тогда местный учитель Фома Романович сказал пророческие слова: «Вот те, что без соборов в душе...»

Теперь собору среди Зачиплянки, кажется, далеко до святости. Но это только внешне, потому что внутренне он дарит большое духовное богатство. Он и сейчас стоит «чистая, как тогда, в древности, когда впервые здесь возник, вичарувався с души своих мудрых и сильных мастеров...» Кажется, казаки, влюбленные в красоту природы, влюбленные в свободу, вдохнули в здание безграничную величие своей души, перенесли «соборы своих душ на землю.

Всего этого не понимал, да и не хотел понимать близорукий карьерист Володька Лобода - тот, кто разрушал Храм, медлил с его реставрацией, тот, кто родного отца отдал в дом престарелых, тот, кто стирал из сознания людей родную историю, калечил язык. Поэтому старый Изот Лобода отказался от своего сына и впоследствии стал Нечуйвітром, грозой браконьеров, общественным смотрителем. До восхода солнца вставал старый, зелья целебные собирал, спасал больных, прадевскую красоту оберегал, потому что болела душа за все. Он молодой дубняк поднялся на месте срубленной немцами галя-вине, он повесил табличку: «Кто посадит, того и внуки вспомнят». Всех людей Нечуйвитер делит на мастеров и браконьеров, потому что в мире «тот строит, тот разрушает». К последним он относит и своего сына, а Баглаїв называет «рыцарями труда и жизни». «Калека тот, - рассуждает старик, - кто не способен предківщиною дорожить. Человеку дана память, уходящая в века, поэтому она и человек». Такой человек имеет в душе свой величественный храм, построенный из любви к ближнему и к природе. Этот храм невозможно ничем разрушить, потому что стоит он на исконных принципах духовности и национальной гордости. Все знакомые, близкие люди чувствовали это, кроме только его сына, Володьки Лободы. У этого в душе, мне кажется, даже груды кирпича нет, только мусор и грязь.

Стоит среди Зачиплянки собор, стоит не день и не два; стоит годы и века. И будет еще долго стоять, ибо не исчезают с лица земли люди, способные на бескорыстные поступки, способны на безграничную любовь и искренние взаимоотношения. Люди с чистыми сердцами будут жить всегда, потому что этот старый собор будет давать им силы и вдохновение. И вместе с тем будут расти в их душах «храмы», которые зовут к обновлению жизни, к национальному возрождению. И пусть вокруг кипят страсти, ломаются копья в ежедневных баталиях, что их ведут строители с браконьерами», но собор продолжает стоять, думая «свою извечную думу»...