11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Собор как символ духовной красоты человека
V вариант
Каждый выдающееся произведение находит свое место в литературе в зависимости от того, как он обогащает наше понимание красоты и назначении человека, которые актуальны вопросы задает. «Собор» - шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного всеми возможными наградами. Это произведение исполнил роль не столько инструмента развала, сколько единения, соборности сил украинства для создания нового демократического уклада жизни. Такая книга весит больше, чем просто выдающееся литературное явление.
Что такое, собственно говоря, собор в «Соборе»? Вполне конкретный христианский храм, построенный казаками после разгрома Сечи. Но собор одновременно и воплощение высокого духа народного. Он, как рентген, просвечивает умы, души, позиции, величие и благородство, подлость и вырождения. Этот собор стал эпицентром конфликта между разными людьми, между духовностью и бездуховностью. Собор предстает перед нами как чудо совершенства народной архитектуры, народного видение и понимание красоты, как памятник исторического прошлого народа со времен, когда запорожцы после разгрома ца-рицею Сечи сменили оружие на книги и разбрелись монахами по миру. Как олицетворение своего героического прошлого, «казацкой республики», построили этот собор на память потомкам о свободолюбивых предков, защитников Отечества, как воплощение совести и непокорности духа народа.
Собор как духовную субстанцию мы узнаем преимущественно через восприятие Николая Баглая. Его пониманию ценности исторического памятника противостоит враждебное отношение к нему со стороны Володьки Лободы и тех отбросов общества, которые совершили в соборе дикую оргию и на его пороге тяжело ранили Николая. Позиция Николая - это позиция всех жителей поселка, только еще более категорично. Одни люди постоянно думают о собор, склоняются перед его красотой и величием, другие - не думают о том, что его может не стать, считают ее естественной и неотъемлемой частью своей жизни. Но когда по поселку пополз слух, что собор должны разрушать, когда из него исчез охранный знак, тогда оказалось, что каждый до собора неравнодушен, что он - их святыня. Тогда и Верунька, и Леся-фронтовичка, и Костя - слепой танкист, и Шпачиха, и все, кто живет по правде, поняли, что речь идет не просто о заброшенное строение - речь идет об их честь и совесть, про саму духовную суть их существования. В адрес разрушителей были сказаны острые, но справедливые слова: «Сволоцюги!»
Николай Баглай считал, что есть в соборе свободный дух вдохновения, любовь высокая. Он все чаще задумывается, создаст ли каждый из нас что-то равное ему, то лучше от него. Таким образом, для парня собор становится мерилом смысла собственной жизни, его достижений и свершений.
Собор в Николиной воображении предстает в одном ряду с такими творениями рук человеческих, как заводы и дворцы, с такими нерукотворними ценностями, как Днепровская сага, дубравы и плавные, как величественная река. И о чем бы ни писал писатель, он видит собор прежде всего как величие духа, как мерило совести, как упрек недбальцям и користолюбцям. Это же они довели выдающееся архитектурное сооружение до убогого состояния.
Олесь Гончар выступает против тупой ограниченности чиновников, которые не видят разницы между религией и самой постройкой - произведением человеческого гения, символом народных представлений о красоте и справедливость.
Писатель осуждает горе-руководителей, которые наивно думают, что когда разрушат собор, то в их населенном пункте все станут неверующими. Без этих соборов мы не сохраним, не построим своего государства, не предстанем в мире как независимый народ.