Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Собор как символ духовной красоты человека

II вариант

Наша Земля издавна была богата на таланты, на плодородные поля. А сейчас она стала богата на храмы. Где не глянь, растут с каждым днем соборы. И радуешься: наконец-то люди начинают понимать, что не все можно купить за деньги, что человек - это, прежде всего, вместилище духа, а не мешок с деньгами. Но одновременно все чаще возникает вопрос: кто же есть я, у меня в душе «храм», или все-таки куча кирпича? Это уже давно понял Олесь Гончар. Как плод его размышлений над сущностью человеческого бытия родился роман «Собор», принес своему автору скандальную известность в советские годы за слишком «болезненные» для существующей власти вопросы.

Одним из центральных образов в романе является образ Собора - именно с большой буквы, потому, что в произведении Гончара эта древняя постройка будто становится символом-олицетворением всех чистых человеческих стремлений, исторической и национальной памяти. Что только не делали с ним: пытались глумиться махновцы, решали перестроить на шашлычную коммунисты, делали хранилище или музей атеизма... но несмотря на все он выстоял. Наперекор всем бомбам до сих пор стоит, словно какая-то антибомба - острием вверх, в небо, ввысь. Никакие выдумки Володьки Лободы не смогли отвлечь людей от Собора - именно той крепости, которая хранит в себе удивительную правду веков.

Необычна его история: он восстал из чудесного сна одного из тех несчастных казаков, Родина которых - славная Запорожская Сечь - была уничтожена императрицей Екатериной. Возник он из сплетения очеретового, хрупкий, небольшой, такой, который возник с вдохновения, с благословения Бога. Ничто, даже зло, которое совершила императрица, не заставило запорожцев потерять духовную силу: «Меч выбит из рук, но из сердца не выбит дух свободы и жажда красоты». Собор дожил до двадцатого века и продолжал волновать души - Баглая-младшего, Єльки, Фомы Романовича...

Нам нужно брать пример с безгранично преданных красоте казаков, с профессора Яворницкого, с которым не стал спорить сам батька Махно, с Николая Баглая. Действительно, у этих людей очень искреннее сердце, полное любви к ближнему, к красоте, к духовному величию человека. Никто не сможет сказать, что их душа-это куча кирпича. Никто, потому душі'їхні-это настоящий храм, который зовет к любви и открывает путь к духовности всего человечества.

Николай Баглай духовно самостоятельным человеком. Он пытается собственными глазами увидеть красоту Собора и угадать ее исторический смысл. Он способен идти против «лободівщини», отстаивать идеи национальной культуры. Баглай обратился лицом к своему народу: «Были не только формулы дремучего холопства, было другое, от чего берем свою родословную... Матери в наследство нам передают не чванькуватість, не спесь и жадность, а чувство чести, достоинства и свободолюбия». Действительно, в этом заключаются основные ценности каждой великой нации. Николай на самом деле «юноша чистый мыслями и непорочными действиями», что всегда стоял и будет стоять за те устои, которые должны господствовать в мире. И только Баглай смогут утверждать счастья на земле украинской, потому что так велит им совесть.

Совесть велит им жить ради других, беречь исторические и духовные ценности, стараться нести в мир правду и добро. И не надо обращать внимание там на каких володьок лободів, ибо они - не цвет общества, а, наоборот, его хлам. Им не до соборов; главное - сохранить набитыми собственные карманы. Их бесит то, что люди, духовно богатые, болеют за Собор, пытаются его сохранить: «...стояли бы и возраст на него молились...». И молились бы, потому что чувствовали величие Собора, его духовную связь с многими и многими поколениями. Разве может не тронуть «немая музыка его округлых, гармонично сочетающихся бань, нарастающих ярусов, его певучих линий»? Кажется, будто на тебя смотрит его глазами сама история, сама правда, сама бесконечность.

О «Собор» О. Гончара можно писать очень много, потому что этот роман остро актуален, затрагивает многих проблем человечества. Очень ярко отражены в нем две стороны экологической проблемы: экология окружающей среды и экология души. Мы должны решать эти вопросы сразу: не решив проблем чистоты нашей планеты, мы шкодитимемо своему телу и душе; не залечив болезни нашей души, мы занапащаємо Землю. Поэтому надо решить раз и навсегда, чего мы желаем, для чего живем. Надо заглянуть в глубины нашей души и определиться, что мы там имеем: «Храм или куча кирпича»? Только ответив на этот вопрос, мы сможем сохранить Собор, а значит, и всю планету. И тогда не будет возникать перед нами проблема: сможем ли мы сохранить нашу историческую и национальную память?..