Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Собор как символ духовной красоты человека

И вариант

Все чаще люди начинают задумываться над тем, для чего живут, что главное в их жизни: материальное или духовное? И, кажется, до сих пор не могут решить этих вопросов, потому что во многих случаях перетягивает материальное, несмотря на чистые духовные порывы. Однако пришло время решить раз и навсегда, что нам ближе, потому что мы столько зла наделали сами себе своими не очень хорошими поступками, что становится жутко. Поэтому возникает вопрос: имеем ли мы в душе свой «собор», который ничем нельзя разрушить, никакой подлостью или злостью? Хорошо ли мы понимаем, о чем предупреждал Олесь Гончар в своем романе «Собор»?

Стоит среди Зачиплянки собор, некогда величественное сооружение, а сейчас никому не нужный деревянный хлам. Много событий романа связано с этим собором. Красота его, «немая музыка его округлых, гармонично сочетающихся бань, нарастающих ярусов, его певучих линий» вызывает чувство святости у человека, достоинства и гордости за свое прошлое. Его построили запорожцы после разрушения Сечи как памятник демократическим вольностям и героическим традициям казачества. Прошли века, а он, деревянный красавец, стоит без присмотра, в запустении, зарос составами и грязью, без звонов и духовной святости, только при луне, когда не видно современного беспорядка и бездушного отношения к человеческой памяти, он поражает всех архитектурным величием. Отношение простого народа и интеллигенции, особенно писателей, к собору раздражает идейного руководителя райкома Володьку Лободу. С негодованием говорит он о них: «... стояли бы и возраст на него молились...» Когда же в связи с подготовкой к 300-летию воссоединения Украины с Россией пришло указание отремонтировать собор, он придумал - взять его в леса, сделать своеобразную декорацию, за что руководители сказали: «Ты - гений». Несколько раз она обгнивала, несколько поколений аистов щелкали на соборе, а реставрации не было. Этому выдвиженцу и батькопродавцю не нужен был собор, который ничего не вызвал в душе этого человека. Да и была ли у него душа?..

Была душа в обычного парня, который очень болел за собор, потому что знал и любил историю, потому что пытался сохранить нетронутыми духовное достояние своего народа. Он читал труды профессора Яворницкого, слушал рассказы старожилов. Дед Ягор, оказывается, был джурой у самого батьки Махно, который создал степную республику «без властей, без насилия диктаторов». Когда же во время грабежа ими собора появился известный ученый и властным голосом остановил их, запретив даже курить в храме, произошел разговор словоблуда-анархиста и патриота-исследователя, который собирает для потомков музей казацкой славы, оберегает собор святой, который выстроили казаки на прощание с Сечью, дух свой в небо послали, чтобы он сиял в веках. И Махно не наказал Яворницкого, не захотел стыдить его знаменитый музей. В подобную ситуацию попал и Николай Баглай, который бросился защищать собор и получил ножевую рану. Он верил в людей, которые имели «храмы» в душе, то есть правдивую душу. Он был и сам такой.

Стоит собор, величественное сооружение, стоит, возвышается над веками. Он помнит «травмы времени», сохраняя «отголоски жизни бессмертного, мелькание копий запорожских», среди темной ночи окутан мраком «звезд, достает шлемами своих бань крутолобих». Так, колокола собора сняли, святыни опозорили, но он стоит среди заводского поселка, освещенный загравами Наддніпров'я, стоит «чистая, как тогда, в древности, когда впервые здесь возник, вичарувався с души своих мудрых и сильных мастеров». Не таких, как тот «верхолаз» пьяный, который открыл врата собора своим ключом.

Кому мы дали ключ от своего храма? Сможем ли мы сами отречься от скверны, смести ее со своих душ и наконец вздохнуть свободно? Очень хотелось бы, чтобы мы не были похожи на таких людей, как Володька Лобода, которые не имеют «собора» в душе, которым безразлично не только к историческим памятникам, но и к природе. Недаром даже отец отрекся от своего сына, видя, что он не достоин называться человеком: «Человеку дана память, уходящая в века, поэтому она и человек».

Молчит собор, но мы не должны молчать, потому что разрушается наша история, наша духовность. Мы разрушаем свои души, забывая о немногочисленные «соборы», забывая про честь и совесть. Но имею надежду, что придет время, и изменится наша жизнь, исчезнут ненависть и бесхозяйственность, исчезнет беспорядок и злость. Тогда мы сможем построить новые соборы и отстроить старые, сохраняя «соборы» собственных душ...