Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Гневное осуждение духовной опустошенности в романе «Собор»

III вариант

Сейчас все чаще люди обращаются к своей истории, духовного наследия. Им становятся небезразличны исторические памятники, их волнует прошлое, им хочется почувствовать духовную связь между многими поколениями предков, стать подобными с их жаждой жизни, любви ко всему живому, красотой души. Поэтому растут на Земле соборы, храмы, строятся часовни, возрождаются человеческие души. И стоит среди разнообразия храмов тот единственный собор, который нужен только тебе, который станет определяющим в твоей жизни и укажет тебе правильный путь: путь правды, человеческого достоинства и духовности.

Люди всегда должны жить по законам правды и честности. Иначе они станут подобны уродов, что живут одним днем, для которых нет понятий добра, любви; они не воспринимают человеческих чувств, ибо не знают, что оно такое. Рядом с величием собора такие люди чувствуют себя «мізерією». А то будто смеется с них, спрашивая: «...ну, ты лучше построишь? Для возрастов? Или только на кольоретки и способен?» Промелькнет их жизнь, ничего не оставив для потомков. Только непоправимое зло, что они сделали своими неразумными поступками, навеки останется в сердцах обманутых людей. Разве можно простить даже идею уничтожения собора, того величественного храма, построенного умелыми руками запорожских мастеров, которые верили, что вместе с ним будет жить в веках сломлен дух казацкой славы: «Меч выбит из рук, но из сердца не выбит дух водитель жажда красоты! Наша неповиновение в этом творении станет среди степей навеки, красотой Великого Луга вверх достигнет...»

Больно читать о выдвиженца и «отцепредателя» Володьку Лободу, его товарища Семена Таратута, товарища из мест колымских Обруча и еще многих, для которых ничего не значат ни красота природы, ни чистота человеческих взаимоотношений, ни наша история. Никогда им даже не приблизиться до права называться человеком. Кажется, именно к ним обращается старый Изот Лобода: «Дорожите днем - вот что я вам скажу, молодые! Дорожите мгновением, секундой! Живите так, чтобы успели оставить след после себя хороший. Живет не тот, кто чадит. Живет - кто искрит!»

И, оказывается, для таких, как Володька Лобода, эти слова ничего не значат. Такие люди способны на любой поступок, чтобы достичь желаемого. Они пытаются уничтожить собор, загубить плавные, сделав на этом себе кар'єру. й даже убить человека. О таких говорит дед Нечуйвитер: «Ударит кому-то в голову: давай еще одну ГЭС - и на тебе ГЭС, и уже рубят плавные, вместо них гнилое море воняет, густое, как кисель, топит миллионы, к марганцевых рудников подбирается...»

Совсем другими предстают в произведении Николай и Иван Баглай, Верунька, Елька, учитель Фома Романович, старый Изот Лобода, как не странно, отец того самого Володьки, которого честные люди иначе не называют, как «выдвиженец» или просто «тип». Для таких людей собор является воплощением гордой, неувядающей души степи. В нем живет дух народа, его эстетический идеал». Когда оказалось, что исчезла табличка с собора, когда стало известно, что храм пытаются разрушить, люди почувствовали, что с его уничтожением исчезнет из их сердец нечто такое, что объединяет их с предками. «Для них он не подлежит сносу, так как он принят ими ценности в жизни так же, как от рождения принята синева Днепра, и багряная величие ночного неба над заводами, и фигура чугунного революционного Титана...» Хочется верить, что таких людей большинство, что они не отдадут каким-то выдвиженцам то, что дает им вдохновение, то, что становится целебным для их сердец, - духовность, любовь, милосердие. Они прислушиваются к шуму плавней, они понимают язык собора - веков язык, язык истории. Они слышали слова Фомы Романовича и спрятали их в своем сердце: «Соборы душ своих берегите, друзья... соборы душ». По моему мнению, такие люди передадут потомкам свои прекрасные чувства, свою человечность.

Проходит время, меняется все вокруг, но стоит величественный собор среди Зачиплянки. Ему уже не надо ничего бояться, не надо волноваться, ведь живут рядом с ним люди, которые защитят его от интриг выдвиженцев и других чиновников. Я верю, наступит время, когда у нас не станет «типов» эпохи, а будут рождаться и жить только люди, подобные Николая, Ивана Баглаїв, Єльки и Фомы Романовича. Только те, о ком можно будет уверенно сказать: «Живет - кто искрит!»