Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЕСЬ ГОНЧАР

Гневное осуждение духовной опустошенности в романе «Собор»

II вариант

С детства нас воспитывали родители, воспитательницы в детсадах, учителя в школе. Мы набирались знаний, общались с друзьями, пытались ответить на волнующие вопросы современности. Иногда задумывались над тем, что мы имеем в душе, имеем право называть себя Людьми с большой буквы. Олесь Гончар в своем романе «Собор» тоже пытается найти ответы на волнующие вопросы, хочет показать, насколько разными бывают люди: с «собором» в душе или с потерянной совестью.

В городке Зачеплянке живет много людей. Есть здесь и старые, покрытые сединой, и молодые, которые только начинают жизнь. Они все имеют свои понятия, по-своему понимают правду, человеческие чувства. Есть среди них верные сыны и дочери времени, справедливые и честные, есть и «типа» эпохи, безразличны и відлюдкуваті. Такие, как Николай и Иван Баглай, Елька, Верунька, Изот Лобода, - наша гордость, ведь эти люди готовы пожертвовать своей жизнью ради счастья родного края, ради нашей истории, родного природи. их лозунг: «Кто посадит дерево - того и внуки вспомнят. Кто нарушит - того и дети проклянут. ..» Они хотят жить в согласии со всем миром, они мечтают видеть свою землю очаровательной, незанедбаною, незахламленной всяческим мусором, грязью. Но особенно им очень хочется, чтобы все имели право называться людьми, ведь очень многие люди ведут животный образ жизни, стараясь лишь приспособиться к условиям. Они забыли про честь, совесть, любовь и искренние взаимоотношения. В их мире можно продавать и покупать девушек, можно купить и уничтожать памятники старины, можно отрекаться от родителей и даже убивать. Не ради таких уродов продолжает на Земле свое существование человечество. Именно о таких «типов» говорит Изот Лобода: «Беда только, когда задрімає товарищ Дух... нельзя ему, потому что на посту не спят. Втихаря живет, не видим его, а он каждого из нас видит: ну, какой ты? Или душа не засохла? Совесть не растерял? Иногда, бывало, и среди ночи вдруг спросит: а из какого ты рода вышел, мужское? Или племени своего не отрекся, или обычая родителей своих не забыл?..»

Николай Баглай живет мыслями о собор. Это его заветная мечта - отстроить эту красоту, чтобы она напоминала потомкам о величии родной земли, о сложной истории, о жизни, о любви. Для Баглая «в этом творении соединилось все, все гармонично слилось, и возникла великая, вечная поэзия... В том грозди соборных куполов живет гордая, неувядающая душа этой степи... Живет его мечта-задумчивость, дух народа, его эстетический идеал...» Уничтожить собор - уничтожить душу народа, следовательно, родить новых володьок лободів, способных только на разрушение истории и уничтожение естественной красоты. Разве поблагодарят нам потомки, которые никогда не смогут увидеть волшебную красоту природы, не будут знать истории своего народа - потеряют тот духовный потенциал, что издавна-возраста отличал нас от других народов? Однажды Николай спросил его товарищ, или можно прожить без собора. И Николай ответил: «Можно прожить и без собора, и без песни, и без Рафаэля... Но остались бы мы тогда в полном смысле слова людьми? Не стали бы просто юшкоїдами, пожирателями шашлыков? Тяглом истории?» Очень обидно, что большинство из нас не понимает значение таких соборов, потому что не чувствует связи между поколениями.

Люди, чистые душой, стараются быть ближе к природе, чувствовать ее красоту, чтобы самим быть естественными. Замечает Иван Баглай: «...саму себя там ищет человек, ищет дружбы с природой, гармонии с теми водами, с небом, с этим родным пространством... Ведь человек до тех пор человек, пока не потеряла способность видеть, кроме потворностей жизни, и его красоту. Тот, кто видит это, может, не так мучить себя, горько спрашивая: кто я и зачем, откуда и куда?»

Мне даже жаль людей, подобных Володьки Лободы, которые потеряли способность удивляться очарования жизни, которые забыли о красоте природы и забросили историю своего народа. Они готовы убить. Они имеют позорные пристрастия и дикие привычки. Это о них сказал Фома Романович, старый учитель: «Вот те, что без соборов в душе...» их душа потеряла волшебную со-борність, забыла про любовь, уничтожила в себе человеческие чувства. Для кого же «вичарувався» из прошлого старинный собор, творение мастеров-запорожцев? Он стоит и будет стоять. «Вокруг кипят страсти, ломаются копья в ежедневных баталиях, что их ведут строители с браконьерами, а он стоит, думает свою извечную думу».