Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УЛАС САМЧУК

Трагедия одной крестьянской семьи как доля трагедии украинской нации

(по роману «Мария»)

II вариант

Если вспоминать украинскую историю, то просто впадаешь в отчаяние: столько там навалены старых скелетов, столько там боли и отчаяния, столько там кровавых страниц. И сколько добавилось там смертей от голода, сколько потерь из-за «доброжелательность» собственных родственников! И так тяжело было жить, а тут еще сыновья, братья, чище кто-то из близких тебе людей пытаются тебе навредить. Как это происходило в романе Уласа Самчука «Мария».

Все сначала было хорошо в семье Перепутьків. Да, не хотелось Корней много работать, ибо это не пристало матросові. Но время ничегонеделания прошло, изменилось сознание, и теперь этого человека просто-таки тянуло к земле. «Все больше познается вкус и радость труда». Мария не отстает от своего мужа. Недаром на посвящении нового дома люди прославляют хозяев: «Корней здесь господин, Мария - госпожа». Появилась новая хата, было добро и в доме, и в сарае, и в кладовке. Родились дети: сын Демко, потом двое - Надійката Максим. Счастье словно надолго поселилось в семье Перепутьків, несмотря на пожар в доме, несмотря на то, что Корнея на некоторое время забирали на войну. Все обошлось: отстроили дом, вернулся муж, да еще и прикупил новой земле, родился еще один сын - Лаврентий.

Идет время, растут дети, растет достаток. «Корней почетный человек в общине», все его уважают, почитают и его жену. Да и дети красивые и добрые в Перепутьків. Разве, что Максим не приучился к труду и любит делать пакости. И ему за это влетает от отца, хотя и не очень, видимо, помогает.

Но вот первая беда постучала в дверь счастливой семьи. Демка забрали на Кавказ в рекруты. Потом началась война, и сына Перепутьки уже не увидели - погиб. Вернулся из «странствий» Максим, который давно покинул родителей, не желая работать на земле. «Среди глаз гранатных и скорострельных белых зубов одевался молодой селюк в большевистскую шкуру». Эта «шкура» словно превращала его в животное, которому совершенно безразлично к семье, к жизненным ценностям крестьянства. А в селе неизвестно что происходит. Все время приходят какие-то прокламации, приказы, слухи ходят чудніша друг друга. Крестьяне волнуются, потому что не знают что делать. Сеять уже пора, а людям не дают, потому что собираются постоянно какие-то митинги, на которых ничего конечно не решается. Только шума много. И все больше крестьян агитируют примкнуть к большевикам. Хотя младший сын Лаврентий мечтает о свободной Украине: «Украина вернет казачество». Максим же только про пролетариев и ведет речь, и только крестьяне ему не верят, называя социализм «праздностью и развратом», их возмущает, что «брака нет, семей нет...» - это не по-человечески. Не по-человечески и то, что забирают у людей добро, которое они заработали собственными потом и тяжелым трудом. Отдай корову, потом коня. Кому? Разве не должны все работать, чтобы купить себе живность и землю? Нет, большевики хотят всех сделать равными. И как же это сделать? «Дать бедному не даст, ибо и сам ничего не имеет. Ну так забрать у богатого надо, а тогда все равны...» Разве о таком мечтали Перепутьки? Нет, они только всю жизнь пытались честно и много работать, иначе бы и не приобрели того, что имеют. И теперь они плохие, они - кулаки, потому что имеют больше добра, чем должно быть у настоящего пролетария. Но Перепутьки и не хотят быть с большевиками, им хорошо жилось и без этих крикливых юнцов, которые только то и умеют, что собирать людей на митинги. «Бацилла разложения семьи наткнулась на свою почву». Тем временем Максим считает себя «большим начальством», потому что имеет галифе, красные сапоги и буденовку и настрадался за «рабочий класс». Он не очень уважал родителей, даже выгнал их из дома. Полагались старые только на Лаврина, который жил в городе, общался с ребятами, которые хотят «не поддаться зморі, которая налегала на всю землю и всех людей». Как-то сыновья едва не убили друг друга через родительский дом. Максим стал требовать целую хату, потому что собирался жениться, Лаврентий был как раз дома. И если бы не Мария, подрались бы брать очень жестоко...

С каждым годом становилось все хуже. Крестьяне видели, что советская власть совершенно не умеет хазяйнувати. ей бы только план. Тем временем забрали Лаврина, видимо, навсегда. Забрали туда, откуда еще ни один не вернулся. «Помог» Лаврінові в этом родной брат Максим, который чуть позже отрекся от родителей, которых он называл «кулаками» и брата. А в селе «нет осины, нет запахов гари бараболиння, нет шелеста кукурузного листа и розділованих красочных яблонь». В село пришел страшный голод. «Дети кормят родителей. Кормят краденым.» Не слышно собак, потому что их поели. Корней пытается найти хоть что-то съедобное, чтобы накормить больную жену и дочь. Мария едва находит силы, чтобы каждый день вставать и идти к Наденьки, потому что у нее маленький ребенок. Забили клячу, чтобы хоть что-то сварить покушать. Но судьба словно хотела еще поиздеваться из семьи Перепутьків. Надежда потеряла разум и зарезала свою больную дочь; не имея возможности побороть голода, съела ее. И тут Корней не выдержал. Он взял топор и зарубил им своего сына, нет, уже не сына, Максима. Больше никогда Корней не вернулся; покончила с собой Надежда; недолго протянула и Мария. Семьи Перепутьків больше не существует...

Улас Самчук мог, наверное, еще много рассказывать о том, что происходило в эти годы в Украине. Но не стал этого делать. Видимо, просто не хватило слов, а может, слез. Ведь очень трудно рассказывать правду, которая больше похожа на фильм ужасов. И еще тяжелее, когда в одной семье происходят такие страшные события, когда родной сын отрекается от родителей, когда родной брат подставляет брата. Самое страшное то, что счастливая семья погибает, исчезает, как исчезало с лица земли множество подобных семей. В судьбе Марии читатель видит судьбы миллионов, и это ставит произведение Уласа Самчука в один ряд с величайшими шедеврами мировой литературы.