Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

УЛАС САМЧУК

Трагедия одной крестьянской семьи как доля трагедии украинской нации

(по роману «Мария»)

III вариант

Что для человека является самым важным? Семья для каждого человека - это основа основ. Именно она воспитывает человека, приучает его к обычаям, пытается дать понятие о жизненных ценностях, почувствовать вкус семейной любви и любви ко всем людям. И если мы забываем о семье, то становимся одиноко, нас может привлечь к себе любая химера, превратив на вурдалак, как это случилось в семье Перепутьків из романа Уласа Самчука «Мария».

Человек должен работать, иначе она не сможет стать настоящим хозяином, не сможет прокормить свою семью и дать своим детям любовь. Труд делает людей щедрыми, учит их любить землю и ценить других. Она будто наделяет каким-то необыкновенным благословением, которое потом невозможно снять никаким колдовством. Если же ты лентяй, то никогда не поймешь волшебное мгновение труда, никогда не получишь наслаждения от многих времен работы. Случилось чудо с Корнеем Перепутькою, из бездельника превратился в настоящего хозяина, сам удивившись этому превращению. Разве мог он, бывший матрос, некогда даже думать, что всей душой полюбит труд, будет в восторге от собственного клочка земли, создаст прекрасную семью и будет наслаждаться жизнью, отдавая всего себя труду на земле? Да, чудеса еще бывают в нашей жизни. Это удивительное превращение принесло столько счастья Корней и его жене Марии. Выросла новая хата, появились сарай и кладовка. Корней решил строить кирпичный завод. Была хата, было и в доме. Родились и росли детишки, радуя родителей. Корней «уже давно забыл те времена, когда-то на гармонии играл и тащил в Мартина поденщину». Все бы было хорошо, если бы только иногда не огорчал родителей средний сын Максим, который был способен на плохие поступки. «Корнієві не раз приходилось выслушивать от соседей по Максиму поступки, но после доставалось и самому справникові достаточно».

Горем обернулась для Перепутьків Демкова рекрутчина. Парень никогда больше не вернется домой, потому что заберут его с кавказской солдатчины на войну, где он и погибнет. Максим уйдет из дома, потому что крестьянский труд не для него, как и любой труд вообще.

Спешили друг за другом годы, менялась в селе власть, мужики не знали, какую принять. В семье Перепутьків своя «война»: Лаврин мечтает о казаках и свободную Украину, добивается «абсолютной самостоятельности». С ним «борется» Архип Панькив, бывший матрос, теперь занялось Наденьки, сестры Лаврина. Он считает, что «настайот новая власть, власть рабочих и крестьян... Все равни, все братья». И худшие «баталии» происходят с Максимом, который не хочет ничего делать, только ведет большевистскую агитацию. Семья распадается. «Шел, шел и побеждал жестокий дух руины, и не было ему спину, потому что ни Корней, ни Мария, ни сотни, тысячи Корніїв и Марий не знали и не могли знать, что близится их упадок, их конец...»

«Савєцкая удастся» отбирает все: коров, лошадей... Разве для нее столько лет «горбатились» на полях Корней и Мария? Нет, они мечтали, что в конце своей жизни смогут отдохнуть в собственной доброй хате, глядя на собственных детей, которые продолжают их дело. Но большевики имеют другое мнение. «Говорят, они хотят весь народ обобрать, ибо все должны быть равны», - такие слухи пошли по селу. Корней не хочет приставать к колхозу, не хочет делиться своим добром. Лаврентий живет в городе, помогает родителям и продолжает мечтать о свободной Украине. Надежда вышла замуж за Архипа. Архип примирился с Лаврином, «и теперь, особенно после голодных лет и высылки многих крестьянских семей в Сибирь, взгляды по политическим вопросам, а особенно отношение украинцев к москалям не отличались».

Но коллективизация изменила все. Если раньше еще теплилась надежда на то, что жизнь улучшится, то теперь надежды не стало. Тем более, что в газете появилось заявление Максима, где он отрекался от своих родителей-кулаков и брата. Лаврінові он «помог» попасть в лагеря. А перед тем выгнал родителей из дома.

Голод «доедает» людей. У крестьян забрали последний хлеб, последнее зерно, замкнув все в колокольне и поставив часового. Архип с товарищами убили часового и забрали хлеб, сделав своеобразный «похороны»: «несли большую гроб, а в нем вместо мертвеца клали в землю хлеб». Архипа быстро схватили; больше он никогда не вернется домой. Закончила жизнь самоубийством Надежда, которая с голода потеряла разум и съела собственную дочь. Еле дышит Мария, да и Корней не легче. Он пытается хоть немного облегчить последние дни своей семьи. Но, узнав о случае с Надеждой, засек топором до смерти Максима. Вернулся попрощаться с Марией: «Так вот и закончилось... Хочу сказать, что все кончилось... Жили мы, так долго жили вместе, делили горе и... ет, или же надо что-то говорить?» И пошел куда-то, чтобы никогда больше не возвращаться. Да и некуда, потому что скоро умрет и Мария.

Ничего не надо говорить, все уже сказано. Только остается какая-то безысходность, как будто со смертью семьи Перепутьків погибает вся Украина. Видимо, в те времена так оно и было. На украинской земле было множество семей, схожих с семьей Перепутьків своими страшными судьбами. К сожалению, почти все они навеки исчезли с лица земли.