11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УЛАС САМЧУК
Трагедия одной крестьянской семьи как доля трагедии украинской нации
(по роману «Мария»)
И вариант
Украинская земля богата на плодородные поля, на талантливых, щедрых душой людей. Она гордится своими сыновьями и дочерьми и дарит им свою любовь, свои добродетели и богатые плоды. На ней рождаются семьи, в которых люди безоговорочно доверяют друг другу, искренне любят друг друга и работают, помогая друг другу. Так было в семье Перепутьків, пока ветер революции не развеял по всем углам беззаботную семейную жизнь.
Не все поначалу складывалось хорошо в этой семье. Корней, вернулся из солдатчины матросом, не испытывал тяги к земле и труду. Ему больше нравилось безделья и игра на гармони. Но пример односельчан, врожденная любовь простого крестьянина к земле сделали свое дело. Человек словно переродился и начал хозяйничать. Мария была ему хорошей помощницей. «Корней все больше и больше втягивался в работу». Вскоре выросли достатки, рига наполнилась «пшеницей, рожью, овсом и ячменем», и в амбаре добра хватает. Вот во дворе топают две лошади и гремит собственный тележка. Вырастает новая хата. Да и дети рождаются: сначала сын Демко, а впоследствии Надя и Максим. Корней радуется, обращается к Марии: «Земля наша велика... Заселяй, засипай людьми... лишь бы люди были, лишь бы не уроды...» Не знал этот человек, что один сын из их семьи окажется «уродом».
Родился еще один мальчик, назвали Лаврином. Шли годы, подрастали дети, увеличивались доходы. «Прибывает понемногу земли. За домом засадився новый сад, и молоденькие щепки каждую весну покрываются нежным улыбающимся цветом». Корней стал настоящим хозяином, уважаемым членом крестьянской общины. Уважают и Марию, умелую хозяйку и верную жену. Да и дети радуют родителей: Надежда «послушная, веселая, красивая» девочка; Демко стал хорошим парнем; Лаврин, хоть и маленький, а уже помогает семье. Только Максиму не работается. Он лучше погоняет на улице с
мальчишками или сделает какую-то пакость. «О, на это Максим первый мастер. Корнієві не раз приходилось выслушивать от соседей по Максиму поступки...» С этого лодырь и вырос «пролетарий», который не хочет ни работать, ни уважать родителей.
Трагедия семьи Перепутьків начинается с того времени, как забрали Демка в рекруты, а впоследствии он попал на германский фронт. Не пришлось парню вернуться домой. Много было таких парней которые с фронтов многих войн больше никогда не возвращались к семье. Это было большое несчастье для украинских людей, которые отправляли своих детей неизвестно куда, чтобы никогда их не увидеть. Зато возвращались другие, «переодетые» в «большевистскую шкуру». «Френчи, сапоги и галифе. Крекотом потрясает планету страшен русский мужик. Земля Украины дуднить от топота орд революции». Пролетарская революция принесла на украинские земли лишь непонятные митинги, позорное отречение от Бога и страшный беспорядок. Пролетарии растягивали везде дворы помещиков и кулаков. Крестьяне не имели возможности даже сеять, потому что все время проходили митинги. Все ссорятся: кто за Украину, кто за равенство и братство, а кто мечтает лишь о труде на родной земле. А везде лишь одни плакаты, в которых просят украинцев выполнить свой долг и стать в ряды народной армии. И те лишь посмеиваются, потому что никому не доверяют. Корнея интересует собственный участок, а Лаврентий мечтает о самостоятельной Украине: «Читал о казаках и твердо верил, что, как только Украина будет, сразу станет казаком». Максим иного мнения, ведет в селе большевистскую агитацию. Крестьяне смотрят на него и не понимают, какой такой трудолюбивой семье родился такой лодырь, которому бы только бездельничать: «Тот твой сіцілізм, или как там его зовешь, названия лучше праздностью и развратом...» Старые Перепутьки вдруг понимают, что «настало начало конца». Закончилось их счастливую жизнь, пришел «жестокий дух руины». Поступают известия, что забирают у них корову, впоследствии и лошадей. Корней в отчаянии: «Была война не сломила, то пришли банды оборванцев, которые доконают». А эти «онучари» и действительно пытаются «доконать» крестьян. Еще и понабігало «кацапов» с сумками, заполонили всю Украину, и теперь нечего есть. «Земля Украины стонет, пьет кровь насыщается, лопается, кроется высокими, дикими сорняками». Чтобы не погибла Украина, «Сатана» придумал «НЭП» и«УССР». Корней чувствовал себя ненужным, потому что Максим все время называл его «кулачнею», да и его вера в землю умерла. Лаврина скоро забрали в лагеря, что произошло не без помощи Максима. А тот сходит с ума все больше от безнаказанности: выгоняет родителей из дома, отрешается совсем от них как от кулаков.
На Украину пришли нищета, люди болеют и умирают. Кто же отказывается отдавать хлеб, того ждет Сибирь. «Украина корчится от голода колхозов, обливается потом, роет свой чернозем и выдирает из земли «хлеб», чтобы накормить ненасытную Москву. Голод властно возобладал на украинской земле. Крестьяне чувствуют безысходность. Только и слышно, что о приказе «к кулакам и их пасобнікам надо прімєнять самые жестокіє мэры воздєйствія...»
У Корнея «последнее тепло кипящей семейной жизни испаряется на глазах». Мария очень болеет, ей все труднее вставать. Только мысли о больную дочь Надежду и ее ребенка подводят старую с кровати. А тут еще одна беда: Надежда потеряла рассудок от голода и убила свою дочь, а потом ее съела. Корней показалось, что ему снится страшный сон. Он взял топор и убил сына, который сделал столько добра своей семье. Именно он принес в село бациллу большевизма, он прогнал родителей и предал брата; он отрекся от своей семьи. От счастливой семьи ничего и никого не осталось. Повесилась Надежда, гниет где-то в Сибири Лаврин, Демко погиб. Корней после убийства уходит в никуда, а вскоре умирает и Мария.
Вот так и закончилось счастливую жизнь счастливой семьи. Исчезла и сама семья. Никто в деревне больше о ней не вспомнит, потому и села этого уже нет: почти все крестьяне погибли или умерли от голода. И получается, что семья Перепутьків стала лишь одной из многих и многих семей, которых постигло такое несчастье. Гибнут семьи, погибает...