II семестр
РАССКАЗЫ
ЯЩИК СМЕХА
Урок 110. АНАТОЛИЙ ГРИГОРУК «С КУРАМИ ЛОЖИСЬ, С ПЕТУХАМИ ВСТАВАЙ»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Анатолия Григорука; учить сознательно, правильно, выразительно читать вслух и молча; совершенствовать навыки чтения с лицами; учить понимать юмор, шутка; развивать связную речь учащихся, умение делать оценочные суждения; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Вставьте гласные, прочитайте!
Р_м_шк_ рв_т_ м_ х_д_л_
Н_д р_чк_ю в р_сн_й тр_в_.
И р_пт_м р_вл_к_ з_стр_л_
С р_жк_м_ н_ г_л_в_.
Н. Забила
(Ромашки рвать мы ходили
Над рекой в обильной траве.
И вдруг встретили улитку
С рожками на голове.)
2. Читайте, отвечайте кто это? что это?
Красная, сладкая, душистая - ... (земляника).
Весенний, теплый, ласковый - ... (ветер).
Новая, интересная, библиотечная - ... (книга).
Маленькие, трудолюбивые, медоносные - ... (пчелки).
3. Работа над скороговоркой
Прилетели воробьи -
Говорили о крупке;
Не о крупке,
Не о крупицу,
А о круп'ячко.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «В художественном музее»
Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Украинцы - народ, который любит смеяться, шутить. Юмористические рассказы из ящика смеха вызовут у вас доброжелательную улыбку. Сегодня мы ознакомимся с рассказом Анатолия Григорука.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Биографическая справка
- Анатолий Григорук родился в 1932 г. в селе Махаринцы Винницкой области. Всю свою жизнь он посвящает детям. Сначала работал учителем, затем - редактором в издательстве детской литературы «Веселка», а потом и до сих пор занимается детским журналом «Малышка».
Произведения писателя для детей интересны не только содержанием, но и необычными названиями - «Семафоры открыто», «Гусь Червонолап», «Снеговик-дражнилко», «Пуховое сніговиця», «Соломенное море», «Чем хата богата», «Что край, то обычай», «Байка о беде напасть», «Свободолюбивый ветер», «Праправнук барона Мюнхгаузена» и др. Тексты его добрые и веселые, а речь легкая и красивая. Автор так интересно и весело описывает приключения своих героев, что трудно удержаться от смеха. Читая рассказы, обращайте внимание на язык действующих лиц, щедро пересыпанную пословицами и поговорками, сравнениями.
2. Проработка рассказы А. Григорука «С курами ложись, с петухами вставай» (с. 128-130)
1) Выразительное чтение рассказа учителем.
- Понравился ли вам рассказ? Какое настроение оно у вас вызвало?
2) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Церемонится - выявлять педантичное забота о соблюдении приличий, излишнюю деликатность.
Лежанка - низкая печь в виде топчана для лежания.
Корточки - согнув ноги в коленях и держась на пальцах ног.
б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем, «буксиром» в паре.
Вволю никогда
зевать сонько
торопится подзадоривают
просунув будешь успевать
валяется зледальщіла
Физкультминутка
3) Чтение рассказа учащимися. Игра «Цветочек».
Читает ученик, на парту которого упала цветочек.
4) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.
- Кто является главным героем рассказа?
- Куда любит ходить Дениска? Почему?
- Какая беда была у парнишки?
- В какой семье рос Дениска?
- Найдите и прочитайте все поговорки, которые произносила семья, чтобы утром поднять с кровати Дениска.
- Какие действия мальчика вызвали у вас смех?
- Как вы понимаете название произведения?
- В каких случаях уместно употреблять это выражение?
- Обращается писатель к каждому читателю?
- На какой мысли сосредоточивает внимание?
5) Игра «Актеры».
- Прочитайте название рассказа: с укором; виновато; с сожалением; раздраженно буркніть; церемонно.
6) Чтение рассказа по лицами.
- Сколько нужно чтецов?
- Найдите в тексте слова, которые подсказывают, с какой интонацией следует читать слова дедушки, бабушки, мамы, папы, Марьянки, Дениска.
VI. ИТОГ УРОКА
- Чему научились на сегодняшнем уроке?
- С каким настроением заканчиваете урок?
- Какие выводы для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать рассказы. Выучить пословицы.