Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

РАССКАЗЫ

 

ЯЩИК СМЕХА

 

Урок 110. АНАТОЛИЙ ГРИГОРУК «С КУРАМИ ЛОЖИСЬ, С ПЕТУХАМИ ВСТАВАЙ»

 

Цель: ознакомить учащихся с творчеством Анатолия Григорука; учить сознательно, правильно, выразительно читать вслух и молча; совершенствовать навыки чтения с лицами; учить понимать юмор, шутка; развивать связную речь учащихся, умение делать оценочные суждения; воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Вставьте гласные, прочитайте!

Р_м_шк_ рв_т_ м_ х_д_л_

Н_д р_чк_ю в р_сн_й тр_в_.

И р_пт_м р_вл_к_ з_стр_л_

С р_жк_м_ н_ г_л_в_.

Н. Забила

(Ромашки рвать мы ходили

Над рекой в обильной траве.

И вдруг встретили улитку

С рожками на голове.)

2. Читайте, отвечайте кто это? что это?

Красная, сладкая, душистая - ... (земляника).

Весенний, теплый, ласковый - ... (ветер).

Новая, интересная, библиотечная - ... (книга).

Маленькие, трудолюбивые, медоносные - ... (пчелки).

3. Работа над скороговоркой

Прилетели воробьи -

Говорили о крупке;

Не о крупке,

Не о крупицу,

А о круп'ячко.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Игра «В художественном музее»

Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Украинцы - народ, который любит смеяться, шутить. Юмористические рассказы из ящика смеха вызовут у вас доброжелательную улыбку. Сегодня мы ознакомимся с рассказом Анатолия Григорука.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Биографическая справка

- Анатолий Григорук родился в 1932 г. в селе Махаринцы Винницкой области. Всю свою жизнь он посвящает детям. Сначала работал учителем, затем - редактором в издательстве детской литературы «Веселка», а потом и до сих пор занимается детским журналом «Малышка».

Произведения писателя для детей интересны не только содержанием, но и необычными названиями - «Семафоры открыто», «Гусь Червонолап», «Снеговик-дражнилко», «Пуховое сніговиця», «Соломенное море», «Чем хата богата», «Что край, то обычай», «Байка о беде напасть», «Свободолюбивый ветер», «Праправнук барона Мюнхгаузена» и др. Тексты его добрые и веселые, а речь легкая и красивая. Автор так интересно и весело описывает приключения своих героев, что трудно удержаться от смеха. Читая рассказы, обращайте внимание на язык действующих лиц, щедро пересыпанную пословицами и поговорками, сравнениями.

2. Проработка рассказы А. Григорука «С курами ложись, с петухами вставай» (с. 128-130)

1) Выразительное чтение рассказа учителем.

- Понравился ли вам рассказ? Какое настроение оно у вас вызвало?

2) Словарная работа.

а) Справочное бюро.

Церемонится - выявлять педантичное забота о соблюдении приличий, излишнюю деликатность.

Лежанка - низкая печь в виде топчана для лежания.

Корточки - согнув ноги в коленях и держась на пальцах ног.

б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем, «буксиром» в паре.

Вволю никогда

зевать сонько

торопится подзадоривают

просунув будешь успевать

валяется зледальщіла

Физкультминутка

3) Чтение рассказа учащимися. Игра «Цветочек».

Читает ученик, на парту которого упала цветочек.

4) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.

- Кто является главным героем рассказа?

- Куда любит ходить Дениска? Почему?

- Какая беда была у парнишки?

- В какой семье рос Дениска?

- Найдите и прочитайте все поговорки, которые произносила семья, чтобы утром поднять с кровати Дениска.

- Какие действия мальчика вызвали у вас смех?

- Как вы понимаете название произведения?

- В каких случаях уместно употреблять это выражение?

- Обращается писатель к каждому читателю?

- На какой мысли сосредоточивает внимание?

5) Игра «Актеры».

- Прочитайте название рассказа: с укором; виновато; с сожалением; раздраженно буркніть; церемонно.

6) Чтение рассказа по лицами.

- Сколько нужно чтецов?

- Найдите в тексте слова, которые подсказывают, с какой интонацией следует читать слова дедушки, бабушки, мамы, папы, Марьянки, Дениска.

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Чему научились на сегодняшнем уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

- Какие выводы для себя сделали?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выразительно читать рассказы. Выучить пословицы.