II семестр
РАССКАЗЫ
ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
Урок 109. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ЕДИНЫ. ВАСИЛИЙ СТРУТИНСКИЙ «КАК ДЫШИТ ИВА»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения, литературного анализа произведения; учить читать текст в лицах; формировать оценочные суждения; развивать связную речь учащихся, познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Ить-ить-ить - заяц в поле аж дрожит
Эм-эм-эм - он спрятался за кустом.
Уха-уха-уха - но длинные у него уши,
Их-их-их - не спрятать зайцу.
Ис-ис-ис - подкрадывается хищный лис.
Воскликнул-воскликнул-воскликнул - стремительно заяц наш удрал.
Ису-ису-ису - не догнать его лысую.
Ец-ец-ец - прыткий заяц попрыгун.
2. Работа над скороговоркой
Сторож на бахче крот
Как-то состряпал обед.
Лишь услышав про обед,
До крота примчался кот
Кот и крот насладились,
Кот и крот поговорили,
Немножко кот и крот поспали...
Злой Арбузы украли!
3. Игра «Продолжите предложение»
Земляника и малина - это... (ягоды).
Клен и липа - ... (деревья).
Перец и огурец - ... (овощи).
Береза - дерево, а сирень - ...(куст).
Пальто - одежда, а ботинки - ... (обувь)
Карп - рыба, а борщ - ... (блюдо).
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в группе. Чтение рассказа за лицами
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• По небу идет кудрявый баран
И огненным рогом бьет в барабан. (Туча, молния, гром)
- Какие слова помогли вам отгадать загадку?
- Какие сравнения есть в загадке?
- Автор этой загадки - Струтинский Василий - один из любимых писателей украинских детей.
Сегодня мы прочитаем рассказ, который написал Василий Струтинский.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка рассказ В. Струтинского «Как дышит верба» (с. 126-127)
1) Игра «Предсказания».
- Прочитайте заголовок. Как вы считаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
- Как, по вашему мнению, дышит ива? (Упражнение «Микрофон». Ученики высказывают свои предположения.)
2) Выразительное чтение рассказа учителем.
- Оправдались ли наши предположения?
- Какие картины вы представляли, слушая рассказ?
3) Словарная работа.
а) Справочное бюро.
Миньок - пресноводная хищная рыба.
Плоскирка - небольшая пресноводная рыба, похожая на леща.
б) Чтение столбиков слов «эхом» за учителем; скороговоркой в парах.
Воротник ветви
сопротивлялись непогода
осипаючи обильным
мутные насиженного
полчаса шарпаючи
Физкультминутка
4) Чтение рассказа учащимися. Игра «Цветочек».
Ученик читает текст, на парту которого упала цветочек.
5) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.
- На какой реке происходят события, описанные в рассказе?
Ответ дал автор на вопрос, что звучит в заглавии рассказа?
- Назовите персонажей произведения. Докажите, что Сережа был настойчивым и наблюдательным.
- В какую погоду рыбачил мальчик? Которая была пора года?
- Прочитайте, какими он видел облака, небо, ветер.
6) Игра «Засечка - бросок».
По команде «бросок» - все дети начинают читать вполголоса текст. По команде «засечка» - останавливаются и карандашом отмечают последнее прочитанное ими слово.
Этот текст именно таким образом читают еще раз. (Но не более трех раз.)
Во время повторного чтения дети убеждаются, что прочитали больший объем - «засечка» поставлена уже дальше. Это доказывает им необходимость многократного чтения текста, ведь с каждым разом результаты улучшаются.
7) Игра «Диктор телевидения».
- Читать текст, периодически отрывая взгляд, чтобы посмотреть на зрителей.
2. Проработка рубрики «знаешь Ли ты?»
- Какие растения стали символами Украины?
VI. ИТОГ УРОКА
Игра «Продолжи предложение»
• На уроке мне больше всего понравилось...
• Я учился...
• Я узнал...
• Мне бы хотелось еще...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать рассказы.
Нарисовать иллюстрацию к нему.