II семестр
РАССКАЗЫ
ЯЩИК СМЕХА
Урок 111. НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЮНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ. ВСЕВОЛОД НЕСТАЙКО «КАК МЫ ЛЕТАЛИ В КОСМОС»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством В. Нестайко; совершенствовать читательские навыки, развивать умение характеризовать действующих лиц, различать в происшествии комическое, смешное и опасное; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Чок-чок-чок - вот красный бурячок.
Чу-чу-чу - я капусту посічу.
Щек-щек-щек - в чугунке сварю борщок.
Физическую-чний-чний - ох и будет же борщ вкусный.
2. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
Лежит пять пятаков.
На каждом пятаке еще по пятаку.
3. Игра «Пенек»
Миска, миска, мышка, миска, миска.
Дубок, дольку, дольку, дольку, дольку.
Парта, парта, парта, карта, парта.
Белка, булка, белка, белка, белка.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Восстановите пословицы, вспомните, кто его сказал.
• Задремали, и, на, пороге, встали пораньше.
(Раненько встали, и на пороге задремали. Бабушка)
• Лежанке, на, мы, а, люди, жать, лежать.
(Люди жать, а мы на лежанке лежать. Мама)
• Рано, еще, потому, Татьяна лежи.
(Лежи, Татьяна, потому что еще рано. Папа)
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Всеволода Нестайко. Герои его произведений очень непоседливые, а потому часто ошибаются, попадают в забавные ситуации.
Всеволод Нестайко (30.01.1930) - несомненный классик современной украинской детской литературы. Каждое утро на улице Шелковичной в центре Киева, можно встретить высокого седого мужчину с собачкой на поводке. Время от времени он шутливо посварюється на своего Дюка и улыбчиво-мечтательно шагает дальше... На него не охотится стая фотографов и телекамер, однако его книгами зачитываются миллионы детей «от 2 до 102...», и если бы собрать воедино всю их к нему любовь - она озарила бы всю Украину...
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Проработка первой части рассказа В. Нестайко «Как мы летали в космос» (с. 130-132, до слов «Истекают последние секунды»)
1) Игра «Предсказания».
- Подумайте, о чем может идти речь в произведении с таким заголовком.
2) Выразительное чтение текста учителем.
- Оправдались ли ваши предположения?
3) Словарная работа.
Справочное бюро
Орбита - путь движения небесного тела искусственного спутника земли. Катапульта - здесь: механизм для старта самолета.
Рессоры - упругая часть подвески между осью и кузовом вагона, машины, телеги и др., предназначена для смягчения ударов во время езды.
Выварка - сосуд, в котором вываривают белье.
Физкультминутка
4) Чтение рассказа учащимися «цепочкой».
- Кто является главными персонажами повествования?
5) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.
- От чьего имени ведется повествование в произведении?
- Почему автор решил оставить Землю?
- Кого он пригласил в компанию?
- Какие были основания у Ромки расставаться с Землей?
- Как ребята готовились к полету?
- Из чего они сделали ракету? Как ее назвали?
- Какие продукты взяли с собой в дорогу?
6) Игра «Разведчики».
- Найдите и прочитайте абзацы, в которых есть такие предложения:
• И я пригласил в компанию своего искреннего друга и одноклассника Ромку.
• Эта каменюка, упав с высоты, должна была привести в действие механизм.
• Получилось очень мягко, тепло и удобно.
7) Игра «Засечка - бросок».
По команде «бросок» - все дети начинают читать вполголоса текст.
По команде «засечка» останавливаются и карандашом обозначают последнее прочитанное ими слово.
Этот текст именно таким образом читают еще раз. (Но не более трех раз.) Во время повторного чтения дети убеждаются, что прочитали больший объем - «засечка» поставлена уже дальше. Это доказывает им необходимость многократного чтения текста, ведь с каждым разом результаты улучшаются.
8) Игра «Незнайка Читает».
Учитель читает, заменяя слова, ученики исправляют «ошибку».
Я задумал построить ракету (спутник) и навсегда улететь в космос. Копали под бочкой яму (траншею), устанавливали пружины, рессоры и важилі.
Мы с Ромкой в тишине (молчании) стоим возле спутника «Лира».
2. Минутка творчества и фантазии
- Как вы считаете, что случилось с героями дальше?
VI. ИТОГ УРОКА
- Какое повествование начали читать на сегодняшнем уроке?
- Что больше всего заинтересовало вас в этом рассказе?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать рассказы. Подготовить вопросы по содержанию прочитанного.