«ЖИТЕ И СЛОВО» - литературно-научный и общественно-политический журнал.
Выходил в 1894 - 1897 гг. в Львове (издатель - А. Франко, редактор - И. Франко) сначала раз в два месяца, с июля 1896 г. - ежемесячно. В 1894 - 1895 гг. имел подзаголовок «Вестник литературы, истории и фольклора», отражал его этнографически-фольклористичне направления, а в 1896 - 1897 гг, - «Вестник литературы, политики и науки», который засвидетельствовал стремление редактора предоставить вещание выразительного общественно-политического звучания. Журнал проектировался не только как галицкий, а как всеукраинский печатный орган. В запросинах на подписку журнала редакция выражала желание «служишь интересам русско-украинской литературы и науки, считая те интересы тождественны с прогрессом экономическим и интеллектуальным широких масс народа, с развитием среди них свободной современной мысли».
Публикации размещены по разделам беллетристики, научных статей, статей о дела политические и общественные (с 1896), исторических, литературных и этнографических материалов, крышки и библиографии, хроники. Здесь увидели свет поэзии. Франко, Леси Украинки, П. Грабовского, Бы. Гринченко, А. Маковея, Ульяны Кравченко; прозаические произведения И. Франка, М. Коцюбинского, Леси Украинки; драматические произведения И. Франко («Каменная душа», «Сон князя Святослава», «Учитель») и Л. Старицкой-Черняховской («Сапфо»), Значительный объем на страницах журнала занимали переводы произведений мировой литературы И. Франка, А. Крымского, П. Грабовского, Елены Пчилки, Ульяны Кравченко, В. Щурата, М. Вороного. Они знакомили читателей с поэзией К. Гавлічека-Боровского, Гафиза, А. Грюна, В. Гюго, К. Мейера, К. Рылеева (отрывок из поэмы «Исповедь Наливайко»), Саади, А. Теннисона, Фирдоуси (поэма «Шахнаме»), образцами старофранцузького («Песнь о Роланде») и сербского народного эпоса, произведениями религиозно-поучительного содержания с древнерусского «Ізмарагда», индийскими легендами, прозой Е. Золя, И. Тургенева, драматургии Софокла (трагедия «Епідцар»). Среди литературно-критических материалов и рецензий следует выделить публикации И. Франко «Шевченко героем польской революционной легенды», «М. Шашкевич и галицко-русская литература», «Византийская литература», «Старохристиянська литература» и большую, информационно-насыщенную работу В. Терлецкого «Литературные устремления галицких русинов от 1772 до 1872 гг.». Важной для понимания литературно-культурных и общественно-исторических процессов в Украине является помещенная в журнале эпистолярное наследие X. Алчевской, М. Драгоманова, М. Костомарова, П. Кулиша, О. Огоновского, С. Руданского, Ю. Федьковича, Г. Шашкевича и других, «Дневник» В. Навроцкого. Под рубрикой «Современные деятели славянской науки и литературы» опубликованы статьи И. Франко «Михаил Петрович Драгоманов» и «Николай Саввич Тихонравов», П. Грабовского «Николай Гаврилович Чернішневський» и «Михаил Ларионович Михайлов», Л. Василевского «Элиза Ожешкова».
В журнале широко представлены украинский фольклор и этнография. Рубрики «Из уст народа», «Из старых рукописей» регулярно печатали в записях И. Франка и О. Франко, Леси Украинки, В. Гнатюка, М. Павлика, Елены Пчилки и других разные по жанрам произведения: народные песни, легенды, сказки, новеллы и фабио, мифы и верования, рассказы про исторические личности, анекдоты и фацеції (шутки), басни. Материалы к истории украинского стихотворения, варианты кобзарских пения собрал и упорядочил М. Драгоманов.
Устное народное творчество, состояние тогдашней фольклористики и этнографии исследовались в трудах «Две школы в фольклористике», «Фольклорные труда д-ра Ченька Зібрта» И. Франка, «Протипопівська сатира и сектанты на Украине», «Недоразумение между проф. Ом. Огоновским и йога наукой», «О думе «Буря па Черном море» М. Драгоманова, «Купала на Волыни» Леси Украинки, «Из фольклорного движения в Западной Украине» Л. Василевского, «К этнографии Новороссии» А. Крымского, «Новые опыты о свадебные обряды». Щурата.
Публикации журнала, в частности под рубрикой «Материалы и внимание к истории австро-русского возрождения 1772 - 1848», освещали историю социально-экономических, национально-культурных, литературных движений в Галиции. М. Драгоманов подготовил «Материалы и заметки к истории жизни и слова на Украине», знакомили с историей образования в Украине в XVIII ст., движением «хлопоманов» в 1860-х годах и т.п., а также напечатал свои «исторические наброски» «Старые хартии вольности». Тогдашнее европейское религиоведение было представлено работами JI. Фера «Будда и буддизм», М. Берна «Евангелие», «История и религия жидов» и др. Журнал активно отзывался на общественно-политические процессы в Украине и России, включая публицистические статьи И. Франко («Смена системы», «Как я стал «казенным радикалом», «Ukraina irredenta», «С концом года», «Если не по коням, то хоть по оглоблях», «Реалисты или карьеристы?»), Леси Украинки («Не так те враги, как добрые люди»), П. Грабовского («Экономическая безвикрутність благословенной Полтавщины»), П. Тучапського («Новые факты рабочего движения в России»), чіслєнні материалы под рубриками «Вести из России», «Хроника социальной борьбы», «Политическая хроника» и в отделе «Статьи про дела политические и социальные».
В середине 1897 г. редакция журнала объявила, что со следующего года прекратят свое существование журналы «Зоря» и «Жите і слово», зато будет выходить «Литературно-научный вестник» - орган Научного общества имени Шевченко.
Лит.: Бабьяк П. Г. «Жите и слово»: Систематический указатель содержания. Л., 1968; Дмитрук В. Т. Очерк из истории украинской журналистики XIX ст. Л., 1969; История украинской литературы: В 8 т. К., 1969. Т. 4. Кн. 1; История украинской дооктябрьской журналистики. Л., 1983; Животко А. История украинской прессы. Мюнхен, 1989 - 1990.
Г. Бандура