Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА, жития, агиография - рассказы о духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Как литературное произведение житие отличается от биографии культовой направленностью: его цель - дать образец подвижничества для подражания. Большинством ранних агіографічними произведениями были мартирии - описания страданий и смерти христианских мучеников. С конца IV ст., когда христианство стало официальной религией Римской империи, внимание агіографів сосредотачивается на образе активного деятеля христианской веры, и постепенно формируется идет один жанр агиографии - «биос», или собственное житие. Композиционно житие состоит из предисловия, центральной (повествовательной) части и своеобразного епілога.

С развитием агиографии формируется два типа сборников житий: календарные и некалендарного. В календарных жития размещаются по годовым кругом церковного календаря, в порядке дней памяти святых. К ним относятся Четы Минеи, содержащие распространенные жития (в которых жизнь святого разворачивалось в форме своеобразной новеллы или повести); Прологи (или Синаксари), в которых входят краткие жития (краткий перечень событий или фиксация отдельного события); Соборники и Торжественники, содержащие жития самых почитаемых святых в определенном порядке в зависимости от христианских праздников по солнечному и лунному календарю. Кроме житий, в этих сборниках - похвальные слова, поучение, проповедь, притчи и т.д. К некалендарних принадлежат Патерики (Отечники), в которых жития и фрагменты житий размещено в формальной (Азбучний патерик) или тематической последовательности, иногда ограничиваясь локальным материалом определенного географического ареала (Египетский патерик, Римский, Синайский).

В IX - X вв. жанр жития существенно меняется. Византийский писатель Симеон Метафраст, редактируя жития, предоставляет им поучительного и панегіричного направления. Его собрание житий становится образцом для агіографів Востока и Запада, которые создают условные биографии. Они строятся по традиционной схеме: рождение от благочестивых родителей, раннее монашество, аскетические и проповеднические подвиги, «блаженная смерть», чудеса, которые творят мощи святого, и похвалы святому. Жития впитали в себя мотивы эллинистической и іудаїстської мифологии, средневековые притчи, новеллы, анекдоты.

Начало белетризації житий в Западной Европе положил монах Вольфгард Геррідський (X в.). В XVI - XVII в. делается попытка объединить и опубликовать огромный материал рукописной литературы. Иезуит Же. Болланд начинает выдавать католические «Acta sanetorum» (1643). Этот выпуск продолжает общество его последователей - «болландисти». В XVIII в. французский издатель средневековой литературы Же. П. Минь напечатал две серии агиографических произведений христианских писателей: «Patrologiae cursus completus. Series prima (latina)» (Париж, 1844 - 1864. T. 1-221) и «Patrologieae cursus completus. Series graeca» (Париж, 1857 - 1866. T. 1-166).

В Киевскую Русь с принятием христианства приходят через посредство Болгарии и Сербии и переводятся непосредственно с греческого языка как отдельные жития святых, так и основные сборники житий - Четы Минеи, Прологи, Патерики. Некоторые агиографические произведения пришли на Русь от западных славян (жития Вацлава и Людмилы). В XI - начале XII в. создаются оригинальные жития первых русских святых - Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских. Агіографи, с одной стороны, опираются на библейскую символику и византийские литературные каноны, а с другой - пытаются связать рассказ с тогдашними историческими событиями. К своеобразной жанровой разновидности относятся так называемые княжеские жития (про Ольгу, Владимира, Бориса и Глеба, Мстислава, Михаила Черниговского, Андрея Боголюбского, Александра Невского), которые по типу сюжета, архитектоникой и изображением персонажей приближаются к жанру исторической повести. В начале XIII в. был заключен «Киево-Печерский патерик».

Второй южнославянский влияние (конец XIV - начало XV вв.) способствовал развитию в агиографии стиля «плетение словес», усилению в ней эмоциональности, углублению психологизма повествования. В нашей литературе появились талантливые агиографии - митрополит Киприан, Григорий Цамблак. В XVI в. русский митрополит Макарий стал инициатором создания «Больших Четых Миней» (в 12 томах), в которые вошли заново переработанные и стилистически украшены почти все переводные и оригинальные жития, популярны у восточных славян. В 1597 г. создан «Жития святых» польского иезуита Петра Скарги, в которых потерпели обработки сюжеты и византийского и западноевропейского происхождения. Эта книга оказала значительное влияние на развитие украинской агиографии. На основе второй (Касіянівської) редакции «Киево-Печерского патерика» Сильвестр Коссов создал польскоязычный «Patericon» (1635). Эта редакция послужила основой для укладки «Киево-Печерского патерика» Иосифом Тризной и его обработки Калістратом Холошевським. В украинской рукописной традиции XVI - XVIII вв. бытовало большое количество (в основном анонимных) сборников житий, среди которых выделяются «Жития святых отец» (конец XVII - начало XVIII ст.), приписываемые Іоаникію Галятовському. В 1683 - 1705 гг. вышла в свет 4-томная «Книга житий святых» Димитрия Туптало. Возникновение новых обработок традиционных сюжетов способствовала смена литературно-эстетических запросов общества, формирования собственно художественной литературы.

Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Барсуков Н. Источники русской агиографии. Спб., 1882; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий праздниковых. Варшава, 1902; Серебрянский Н. Древиерусские княжєские жития (Обзор редакций и тексты). М., 1915; ЛихачевД. С. Человекв литературе древней Руси. М., 1970; Бермам Бы. Ы. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия) // Художественный язык средневековья. М., 1982; Франко И. История украинской литературы // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1983. Т. 40; Павленко Г. И. Становление исторической беллетристики в древней украинской литературе. К., 1984; Исиченко Ю. А. «Киево-Печерский патерик» в литературном процессе конца XVI - нач. XVIII в. на Украине. К., 1990; Пелешенко Ю. В. Развитие украинской ораторского и агиографической прозы конца XIV - начала XVI вв. К., 1990.

Г. Павленко