11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НИКОЛАЙ КУЛИШ
Художественное воспроизведение проблем украинизации в комедии «Мина Мазайло»
И вариант
Проблема украинизации волновала многих патриотов Украины. Николай Кулиш тоже был одним из патриотов, верил в то, что со временем все изменится, Родина станет самобытной, свободной, украинском. Поэтому не удивительно, что главной проблемой в 20-е годы прошлого века, когда стало немного легче жить людям разных национальностей, в том числе и украинскому народу, встала проблема украинизации. Драматургу удалось передать колорит эпохи и показать противоречия эпохи.
Мина Мазайло, служащий, решил «влезть» в высший мир, для чего ему нужно было научиться правильной русской речи. Поэтому он нанял учительницу «правильному произношению» с замечательным, на его взгляд, российским фамилии Баронова-Козино. Его сын Мокий «уже сошел с ума от своей укрмови», потому что все время ходит с украинским словарем, повторяет слова, во всем видит красоту украинского слова, но употребляет украинские слова не всегда уместно. Поэтому его семья решает «спасти» его, добиваясь этого тем, что Уля начинает парня влюбить в себя. К сожалению или к счастью, она влюбляется сама.
Отец, Мина Мазайло, хочет изменить свою фамилию на российское, возможно, Мазєнін. А Мокий мечтает добавить к Мазайло еще и Квач, фамилия, которую носили когда-то его прадеды. Его никто не понимает, и он жалуется Ули: «Видите теперь, Улю, который я одинок?..
Родня - а не к кому слова сказать, тем более украинского». Получается, здесь семья столкнулась с проблемой украинизации с двух сторон - со стороны и со стороны несогласия. Мокий, который является сторонником украинизации, говорит: «А я, видите ли, заховавсь тут со своей укрмовою... Сижу чуть сам днем и ночью и перебираю, мощно изучаю забытую и разбитую и все же какую богатую, прекрасную нашу речь! Каждое слово! Чтобы не пропало, знаете. Чтобы оно пригодилось на новое строительство. Потому что, знаете, выучив язык так-сяк, ничего из нее прекрасного и ценного не сдашь...»
Совсем другого мнения Мазайло. На его взгляд, «украинцами зовутся те, кто учит несчастных служащих так называемой украинского языка. Не малороссийского и не тарасошевченківської, а украинской - и в этом наша трагедия». Его поддерживает тетя Мотя из Курска, которую пугает даже украинский надпись на вокзале «Харьков».
Каждый из семьи Мазайлів имеет свой взгляд на украинизацию. Мазайло думает так: «Украинизация - это способ создать из меня провинциала, второсортного служащего и не давать мне хода на высшие должности». Дядя Тарас другого мнения: «их украинизация - это способ выявить всех нас, украинцев. А потом уничтожить вместе, чтобы и духу не было...». Получается, что она бесполезна и только разрушает жизнь таких «исторически самостоятельных» дядь, как дядя Тарас из Киева и таких «интеллигентов», как Мина.
Тетя Мотя вообще не понимает, зачем нужен украинский язык, ведь, по ее мнению, крестьяне вообще не украинцы. Она рассказывает, что у них в Курске никто не разговаривает на украинском языке, а украинцы ей совсем не нравится. Ей даже не приходит в голову, что каждая нация имеет право на свой язык, свое мировоззрение. Тетя Мотя видела в Москве в театре «Дни Турбиных», и там украинцы ей совсем не понравились. Герой Алеша там сказал об украинизации:«... все это туман, черный туман... и все это пройдет».
Мокий уговорил Улю, что она настоящая украинка. Девушка в это поверила. Поэтому она публично доказывает, что у нее все украинское. Это выводит из себя тетю:«.. .прілічнєє бить ізнасілованной, нєжелі українізірованной». Пугает такая реакция на обычное возвращение к корням. Поэтому таким логичным кажется финальная сцена, когда Налимы комсомольцы приносят газету, где написано: «По постановлению комиссии по делам украинизации, проверила аппарат Донуголь, уволен с должности за систематическое и умышленное сопротивление украинизации служащего Г. М. Мазайло-Мазєніна...»
Вот в таком положении оказываются все, кто стоит на пути возвращения к корням, кто за своими мизерными стремлениями забывает родной язык, а значит, и о родной стране. Украинизация, на мой взгляд, оказалась хорошим уроком для всех слоев населения, для всех семей. Она показала, насколько по - разному относятся даже члены одной семьи к ней, до каких крайностей доходят-до полного неприятия или «схиблення на укрмові». Поэтому надо прислушаться к просьбе Николая Кулиша занять золотую середину, не бросаться в крайности и при этом знать и любить культуру своего народа.