II семестр
РАССКАЗЫ
ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
Урок 107. ПОРТРЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ВЛАДИМИР СЕНЦОВСЬКИЙ «БАБУШКИН ВНУЧЕК»
Цель: совершенствовать технику выразительного чтения; формировать у учащихся умение интонационно выделять слова, важные для понимания произведения, находить с помощью выборочного чтения отрывки, слова, которые наиболее ярко характеризуют действующих лиц, помогают представить их состояние, находить портрет героя; развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать уважительное отношение к людям преклонного возраста.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
Ты, малый, скажи малому,
Хай малый малому скажет,
Пусть малый теленка привяжет.
2. Работа над чистомовкою
Ар-ар-ар - кипит наш самовар.
Ор-ор-ор - вот красный помидор.
Ир-ир-ир - мой папа командир.
Ур-ур-ур - на дереве сидит снегирь.
3. Читайте, отвечайте: так или не так?
Летит-летит еж? (Не так!)
Летит-летит самолет? (Да!)
Летит-летит скворец? ...
Летит-летит мак? ...
Летит-летит гава? ...
Летит-летит кофе? ...
Летит-летит лиса? ...
Летит-летит синица? ...
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в группах
Ученики в группах рассказывают составленные продолжение рассказа. Определяют лучший рассказ. Представляют его всему классу.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы ознакомимся с рассказом украинского писателя Владимира Сенцовського, который в своих произведениях для маленьких читателей воспевает красоту родного края, чистоту душ и теплоту сердец украинцев.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа над заголовком
- Прочитайте заголовок (с. 121).
- Как вы считаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
- Есть ли у вас бабушка?
- Как часто вы с ней общаетесь?
2. Выразительное чтение рассказа учителем (с. 121-124)
- Какие чувства возникли у вас после прослушивания рассказа?
3. Словарная работа
1) Справочное бюро.
Табурет - переносная комнатная скамья для сидения.
Сени - нежилая часть крестьянских домов и небольших городских домов, соединяющая жилое помещение с крыльцом, ларьком или делит дом, дом на две половины.
Пелена - нижний край одежды (платья, юбки).
Ларек - то же, что крыльцо.
Лихой - удалой, задорный.
2) Чтение столбиков слов «буксиром» за учителем.
Ступает сочные
щедрому качнулся
волосы двор
встревожилась обмурзаний
дебошир хлопочет
соседского ссорится
Физкультминутка
4. Чтение рассказа учащимися «цепочкой»
- Назовите главных героев рассказа.
5. Игра «Земля - небо»
По команде «земля» дети наклоняются к книге и читают текст. По команде «небо» - поднимают головки вверх, убирая указания от текста. Опять «земля» - ученики глазами находят, где они закончили читать.
6. Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения
- Как вы думаете, почему Андрюша предложил бабушке считать его внуком?
- Найдите в тексте описание бабушки.
- Почему автор сравнивает ее с куполом?
- Расскажите о Андрюши.
- Каким вы его представляете?
- Хотелось бы вам дружить с этим мальчиком?
- Каким изобразил мальчика художник?
- Определите основную мысль повествования.
- К каким поступкам побуждает вас писатель?
7. Рассказ учащихся о своей бабушке
- Опишите внешность своей бабушки, то есть создайте ее устный портрет.
VI. ИТОГ УРОКА
- Какой рассказ читали на сегодняшнем уроке?
- Кто является главным героем этого рассказа?
- Как Андрюша относился к старенькой бабушки?
- Какой вывод вы для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подобрать вопросы по содержанию рассказа.