Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 11

 

Тема. Оригинальная литература княжеской Руси-Украины. Летописи как историко-художественные произведения. "Повесть временных лет" - историческая книга и сборник эпических произведений. Возникновение Киево-Печерского монастыря.

Цель: ознакомить учащихся с летописанием в Киевской Руси; дать основные сведения о "Повесть временных лет" легендарного Нестора Летописца; рассказать историю возникновения Киево-Печерского монастыря; раскрыть значение древних летописей для сохранения сведений о жизни, культуре, обычаях наших предков; воспитывать уважение к культурным памятникам нашего народа.

Оборудование: рисунки Лаврской иконописной мастерской, Л. Тарасевич "Нестор-Летописец" (иллюстрация к кн. "Патерик Печерский" (1702), видеоматериал из Киево-Печерского монастыря, фото летописей, таблица.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство: рисунки Лаврской иконописной мастерской.

Отеє были те главные южнорусские летописи, на которых заключается наше знание истории Украины в времени ее самостоятельной политической жизни. Было бы грустно, если бы мы не имели больше источников для сего знания.

Иван Франко

Ход урока

И. Актуализация и коррекция опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с таблицей.

 

3. Практическое задание.

- Сопоставьте переводную и оригинальную литературу Киевской Руси. Что в них общее, а что отличное?

II. Мобилизация внимания учащихся.

1. Просмотр видеоматериала о Киево-Печерскую лавру с рассказом учителя о ее возникновении.

(Материал для учителя.

Киево-Печерская лавра.

Этот православный монастырь основан в 1051 г. на киевских склонах Днепра монахами - выходцами из бояр Антонием и Феодосием Печерскими, которые являются основоположниками монашества на Руси. Созданная ими община монахов вскоре привлекла внимание князя Изяслава, и он разрешил им построить на горе монастырь. Община постепенно разрасталась, и после смерти Антония в 1073р. в ее состав входило 100 монахов. Феодосий по благословению Антония ввел в монастыре (названном Печерским - от слова пещера) строгий устав, наподобие греческого студийского; главные обители монастыря было перенесено на близлежащую гору. В XI в. монастырь становится центром христианства Киевской Руси. В XII в. ему присвоили высокое звание лавры - главного большого монастыря.

Со временем Киево-Печерская лавра превращается в известный культурный центр. С 70-х годов XI в. в Киево-Печерской лавре ведется интенсивное строительство каменных сооружений.

В 1073-1089 гг. был построен и расписан Успенский собор (Великая Церковь), в начале XII в. - Троицкая и Трапезная церкви, а в конце XII в. монастырскую территорию обносят каменной крепостной стеной.

В это время формируются архитектурная и художественная школы, совершенствуется мастерство зодчих, развивается прикладное искусство. Монастырь, которому удалось завоевать авторитет, пытается влиять на общественную жизнь страны.

Велика роль Киево-Печерской лавры в развитии древнерусской культуры; она была центром летописания и церковной литературы; здесь переводились на славянский язык произведения иностранных языков. В Киево-Печерской лавре работал известный летописец Нестор (автор "Повести временных лет").

В XIII в. в монастыре был составлен "Киево-Печерский патерик" - важный письменная источник по истории Киевской Руси. Княжеские войны, междоусобицы в период феодальной раздробленности, нападения внешних врагов нередко сопровождались разрушением монастыря. В 1096 г. обитель сильно пострадала от половцев, но вскоре вновь отстроилась.

Со временем пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При нем находился дом для паломников, основанный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на его содержание выделялась десятая часть монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных.

С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали в углублениях стен. В 1240 г., во время нашествия хана Батыя, монастырь был разорен.

Монахи частично были перебиты, частично разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был возобновлен, и Великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

В 1470 г. киевский князь Симеон Олелькович восстановил и украсил Большую церковь (Успенский собор).

В 1483 г. татарский хан Менгли-Гирей сжег и ограбил монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность восстановиться.

У1593 г. монастырю принадлежали два города - Радомысл и Васильков, а также десятки сел с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, данями и бобровыми гонами и бобровыми гонами. В 1555-1556 гг. Большая церковь была обновлена и украшена.

В конце XVI в. монастырь получил статус лавры и ставропигию константинопольского патриарха. При архімандритах Есть. Плетенецькогв и С. Копистинському в монастыре была создана типография (1615р.) и началось печатание богослужебных и полемических книг. Наследник Плетенецкого и Копистинского П. Могила основал здесь школу (1631 г.), которая впоследствии была объединена с братской школой, что дало начало Киево-Могилянской коллегии (1632 г.). Гетман И. Самойлович окружил лавру земляным валом, а И. Мазепа - каменной стеной.

За Петра И укрепления Самойловича были расширены и образовали Печерскую крепость. В 1718 г. пожар уничтожил Большую церковь, архив, библиотеку и типографию; но 1729 г. церковь была восстановлена.

В конце XVII - начале XVIII вв. Киево-Печерская лавра становится крупнейшим церковным феодалом в Украине. ей принадлежали 3 города, 7 поселков, 120 сел и хуторов с 56 тыс. крепостных. В вотчинах монастыря находилось несколько сотен промышленных предприятий и торговых учреждений.

Кроме того, в Киево-Печерской лавре было подчинено много мелких монастырей с землями и крепостными в Украине, России и Беларуси. В 1718 г. в лавре случился страшный пожар, уничтоживший все деревянные дома и повредил каменные сооружения. В огне погибли бесценные исторические сокровища: библиотека редких книг, коллекция драгоценных тканей.

В XIX в. в состав лавры входили 6 монастырей: Главный при Успенском соборе, Больничный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Голосїївська пустынь и Китаевская пустынь.

1926 г. уникальный комплекс Киево-Печерской лавры был признан государственным историко-культурным заповедником, а в 1928 г. монастырь был закрыт. С 1930 г. здесь размещались крупнейшие музеи Украины. В состав заповедника вошли музее книги и книгопечатания, Украинского народного декоративно-прикладного искусства, театрального, музыкального и киноискусства Украины и собственно заповедник.

На площади в 26 гектаров находились 102 каменные сооружения, признанные памятниками архитектуры. В фондах заповедника хранилось более 60 тысяч экспонатов. Это образцы станковой живописи, предметы декоративно-прикладного искусства и старопечатные книги.

В 1942 г. на нижней территории заповедника по инициативе архиепископа Д. Абашидзе возобновил свою деятельность лаврский монастырь, который просуществовал до 1961 г. С 1988 г. территория Дальних, а с 1990 г. и Ближних пещер снова перешла к действующего мужского монастыря, духовной семинарии и духовной академии. В 1990 г. XIV сессия Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного и природного наследия признала Киево-Печерскую лавру памятником мирового значения.

В 2000 г. было закончено восстановление главного храма лавры - Свято-Успенского собора (XI в.), разрушенного во время оккупации Киева в ноябре 1941 г. 28 августа 2001 г., в день Успения Богородицы, в Украине широко отмечалось 950-летие Киево-Печерской лавры. Сегодня архитектурный ансамбль лавры состоит из трех групп, разных по объему: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, на склоне горы расположились сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышении, - группа домов Дальних пещер. Центральной достопримечательностью являются пещеры, в которых вот уже более 900 лет находятся мощи основателей монастыря - преподобных Антония и Феодосия, целителя Агапита, Нестора-летописца, Ильи Муромца и еще 118 других угодников печерских).

2. Слово учителя.

- Недавно в Ближних пещерах Киевской лавры найдено прах почти 900 лет назад похороненного здесь Нестора. После изучения черепа историка скульптуры изваяли его предполагаемый портрет. Высокий лоб, аскетическое лицо монаха, длинные волосы, задумчивый взгляд. А еще раньше его живописный портрет со своего воображения написал выдающийся современный историк Михаил Брайчевский. Одет в черную одежду, Нестор с пером в руках застыл перед чистым листом. Его губы крепко сжаты, а в больших глазах светится мысль о прошлом или о современном...

3. Эвристическая беседа:

- Правильной ли является мысль, что Нестор - единственный автор "Повести временных лет"? (Ошибочное).

- В чем заключается заслуга Нестора? (Свел в одно целое различные летописи).

- Что мы называем летописями? (Летопись - хронологическое описание важных исторических событий, очевидцем которых был сам летописец или о которых он слышал от кого-то из очевидцев или вычитал из письменных источников).

- Какой летопись считают первым, что дошел до нас? ("Повесть временных лет ", или "Начальный летопись " (1113р.)

- Автором каких произведений, кроме летописи, был Нестор? ("Жития Феодосия Печерского ", "Чтение о Борисе и Глебе ").

4. Сообщения учеников.

(Ориентировочный материал для сообщений.

И. Летопись Нестора называется "Повесть временных лет". Здесь все подчинено времени, события связанные с годами, летописец иногда даже разрывает события, когда они не укладываются в один год, потому что для него важнее события. Время ограничено и безостановочный. Его течение несет события, которые уже произошли, и приносит новые, которые еще должны быть. Когда даже ничего не произошло, летописец проставляет года как знамение времени или же пишет: "Ничего нет", "Бысть тишина".

Много событий, описанных в "Повести временных лет", еще не вышли за пределы легенды, как, скажем, рассказ об основании Киева тремя братьями и сестрой. Как хочется раздвинуть границы летописи, заглянуть за его берега, увидеть, что там! "Повесть" переткана оборотами с живой народной речи, афористичными высказываниями, поговорками: "когда повадиться волк к овцам, то выносит все стадо", "смерть совместная всем", "не передавивши пчел, меду не есть", "мертвые сраму не имут", "пока камень начнет плавать, а хмель тонуть". Находим в ней стилистические обороты, которые перетривали века: "преломить копье", "поставить флаги", "сеча злая", "утирают пот", "вбросить", "стрелы, как дождь", "войско стоит, как леса", Святослав "ходил легко, как пардус", Боняк венгров "сбил будто в мяч, как сокол сбивает галки".

2. "Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. и положенный в основу большинства летописных памятников, дошедших до нашего времени. Как отдельная самостоятельная достопримечательность "Повесть временных лет" не сохранилась. Ее самыми древними и основными списками являются Лаврентьевская летопись, в котором отразилась вторая редакция "Повести", и Ипатьевская летопись, в котором отразилась ее третья редакция. В списках некоторых летописных сводов составителем "Повести временных лет" назван монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

Исследователи XVIII - XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а его произведение - первым русским летописям.

Изучение летописания А. Шахматовым, М. Приселковим, Д. Лихачовим, А. Насоновим, М. Тихомировым, Л. Черепнин, Б. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие "Повести", а сам этот документ не является единым произведением. После своего появления "Повесть временных лет" еще дважды подвергалась переделкам. Источниками 1-й редакции "Повести" послужили Киево-Печерский свод конца XI в., русско-византийские договоры X в., "Хронограф по большому переводом" - компилятивное сочинение по всемирной истории, византийская хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, сочинение Епифания Кипрского, тексты Священного Писания, "Сказание о грамоте Словенской", предания о восточнославянские племена, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Я на Вышатича, монахов Киево-Печерского монастыря и др.

Нестор был первым древнерусским историографом, который связал историю Руси с историей восточноевропейских и славянских народов и со всемирной историей, как она понималась в то время.

После незаконченной статьи 1110 г. в "Повести" содержится запись о написании летописи 1116р. игуменом Сильвестром, который создал новую, вторую редакцию произведения. Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха. Он частично опустил, а частично изменил последние статьи первой редакции "Повести". При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях конца XI - начала XII в., и ввел в "Повести" ряд дополнений. 1118 г. летопись было вновь переделано.

В центре внимания третьей редакции произведения остаются события, связанные с домом Мономаха, главным образом с сыном Владимира - Мстиславом. Последний редактор "Повести" дополнил свой источник данными о семейные дела Владимира Мономаха и его отца Всеволода, уточнил данные о византийских императоров, родственниками которых были Мономахи. В целом же "Повесть временных лет" сохранила значение первой на Руси историографического труда, в котором история Древнерусского государства была показана на широком фоне событий всемирной истории.

Летописцы призывали князей к единству и защиты Русской земли от внешних врагов. Летопись вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых, произведения из современной летописцам литературы.

3. Художественного расцветки предоставляют летописи следы древних поэтических представлений. На это обратил внимание еще М. Костомаров, подчеркнув, что летописцы обращались к народному творчеству за неимением других источников, но как христиане вынуждены были соответственно очищать этот материал - отсюда фрагментарность и упрощенность в его использовании. И все же неповторимого колорита придают летописи обращение к дружинной поэзии (рассказы о Олега, Игоря), что имеет тесную связь с былинным традиции; пересказ древних обычаев и обрядов (о племенах, о сватовстве Владимира); военного эпоса (походы Святослава, Владимира и других князей); легенд и мифов (про Олега "вещего", "чудодія" Всеслава, упоминания о языческих богов и т.д).

Чтобы убедиться, что летописный текст не может быть достоверным источником для историка, приведем хотя бы один пример из "Повести временных лет". Касается от князя Святослава. О его происхождении в летописи извещены под 942 годом: "В этот год родился Святослав у Игоря". Долгое время формирование летописи разными авторами привел к очевидному "промаха" - родителям Святослава на ту пору было: Ольге - около 60, а Игорю - около 70 лет; сын у них появился на 39 году (!) брака. Такую неувязку в тексте исследователи объясняли ошибкой во время переписывания, когда события, рассказ о которых заимствована из "Хроники" Амартола, с 927 г. оказалась 942-го. Если принять такую поправку, то дальше появляется еще одна неувязка: во время битвы с древлянами в 946 г. "бросил копьем Святослав на древлян, а копье пролетело между ушами коня и ударил под ноги коню, ибо был Святослав совсем малым". Этот рассказ согласуется с 942 г., но не из 927-ым, потому что тогда Святославу должно быть 19 лет. Правда, дальше летописцы, говоря о княжича, держатся 942 г.: Ольга попыталась наставить 13-летнего сына к христианству, которое сама уже приняла, но тщетно, потому что сын по-взрослому отказался ("Как я другой закон приму? Ведь жена моя с сего смеяться начнет!"), поэтому мать молилась, "выращивая своего сына до его возмужания и до его совершеннолетия". Зафиксировав восемь "пустых" лет, летопись начинает "лето 964-е" фразой: "Когда князь Святослав вырос и возмужал..." (значит, было ему уже 22 года). И вот следующие сказания полны странных нестыковок. Когда Святославу было бы 26 лет (968 год), он уже отец троих детей - Ярополка, Олега, Владимира, с бабой Ольгой "заперлись" в Киеве во время нападения печенегов. Конечно, в 26 лет можно иметь и больше детей, но не таких взрослых, чтобы через два года посадить Ярополка в Киеве, Олега в Овруче, которые впоследствии, в 977р., сошлись в бою под Овручем.

Можно было бы и дальше выяснять летописные неувязки, аргументированно "исправлять" их, реконструируя биографию князя, как это и делали исследователи от О. Шахматова к Бы. Рыбакова. И думается, что те противоречия в летописи возникли от попыток согласовать разновременные и різнотлумачні эпические версии с целью создания династической концепции в освещении исторических истоков Руси ("кто в ней начал сначала княжить"). А поскольку исторических оснований (и письменных источников) для этого не хватало, то летописцы прибегали к "художественному домыслу".

5. Заключительное слово учителя.

Большинство событий и фактов в "Повести временных лет" - это художественно обработанная историческая информация, имеющая прежде всего литературное значение, поскольку их изложение и образный смысл свидетельствуют о применении приемов художественного моделирования. Это как в легенде: в основе лежит какой-то конкретный исторический факт, но со временем он обрастает (по логике литературного творчества) художественными домыслами, трансформируется в образный текст, а затем превращается в литературное произведение. Так его и следует воспринимать, черпая из него прежде всего эстетический смысл.

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание.

Прочитайте и проанализируйте отрывки из "Повести временных лет" (по собственному выбору).