УРОК 10
Тема. Библия (фрагменты). Легенды: о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, о потопе на земле, о Вавилонской башне, о Моисее. Десять заповедей. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.
Цель: ознакомить учащихся с Библией как книгой книг, мотивы из которой черпали писатели всех возрастов; рассказать о Ветхий и Новый Заветы; раскрыть представление учащихся о библейские книги в древней Украине; вызвать интерес к переводчикам Библии на украинском языке; научить учащихся толковать библейские легенды, притчи; формировать осознание универсальности евангельских истин человеческого бытия; воспитывать правдивость, честность, патриотизм, скромность, любовь к ближнему.
Оборудование: Библия, иллюстрации к легендам, Библия для детей, "Кобзарь" Т. Шевченко, "Моисей" И. Франка, "Одержимая" Леси Украинки, фонозапис притч, Заповеди Божьи.
Межпредметные связи: христианская этика.
Просите, и дастся вам;
ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам.
Mm. 7:7
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
2. Эвристическая беседа.
- На каком языке пришло Святое Писание к Киевской Руси? (В переводе церковнослов 'янской языке).
- Кто осуществил первый перевод полной Библии собственно украинском языке? (Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий и известный ученый Иван Пулюй).
- Где и в каком году вышла сама книга? (В Вене, потому что царское правительство запрещало переводить Библию или отдельные ее книги на украинском языке; 1903 г.)
- Кто из известных нам людей осуществлял перевод Библии? (И. Огиенко в 1958 p., 1. Хоменко в 1963 г.)
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Рассказ учителя.
Библия сегодня является самой популярной среди книг. Ею восхищаются теологи, историки, психологи, физики, химики, люди разных интеллектуальных уровней и социальных состояний. Составлялась Библия течение очень длительного времени (от XII в. до н.э. до II в. н.э.). Теперь так называется свод, который состоит из памятников древнееврейской литературы (50 отдельных произведений, а также 27 произведений христианско-греческой литературы). Первая часть свода, по христианской терминологии Старый Завет состоит из книг розповідних (книга "Бытие", книга "Исход", книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги "Царств" и т.д.), книг лиро-эпических (произведения "пророков", "Книга Иова"), лирических (Псалтырь, "Песня песен"), законоуставних и др.
В эпической своей части Ветхий Завет подает древнееврейские мифические предания о сотворении мира, о жизни первой человеческой пары - Адама и Евы в раю, чудесному саду, созданном Богом; о нарушении ими божественного запрета и их изгнание из рая; о жизни их потомства вплоть до того времени, когда разгневанный Бог решил истребить род человеческий Всемирным потопом, оставив из всех людей только праведника Ноя с его семьей; о мифическую историю еврейского народа, который под водительством Моисея выходит из египетского рабства искать место нового поселения - "землю обетованную"; об образовании древнееврейского царства, его разделение и разрушение ассирийцами и вавилонянами; о "вавилонский плен" и возвращение на родину примерно до конца II в. до нашей эры. Элементы народного творчества (древнееврейского фольклора, объединенные в этих книгах с элементами творчества древней еврейской аристократии, светской и жреческой, были основательно переработаны затем греческими организациями, которые установили канон (норма, правило) священных книг в количестве, указанном выше.
Во второй части Библии - Новом Завете, тоже разнообразной по составу, в ее эпической части рассказывается о жизни, учении, чудесах, смерти и воскресения основателя христианской религии Иисуса Христа ("Четыре евангелия" - Матфея, Марка, Луки и Иоанна), о деятельности его учеников (апостолов), а в конце, в книге, которая называется "Апокалипсис" (откровение), - о последних временах человечества, о конце света и "страшном суде" над живыми и мертвыми.
Историей своего составления, своим содержанием Библия в некотором роде похожа на священные книги других религий, например на староіндійські Веди, староіранську Авесту, вавилонские религиозно-эпические сказания, которые иногда имеют очень близкую тематическую схожесть с рассказами Ветхого Завета, и т.д. Первая часть Библии отразила различные этапы древней истории еврейского народа, который от кочевого состояния переходил к оседлому, от родового общества к рабовладельческой государства. Вторая часть - Новый Завет - возникла в условиях социального строя Римской империи Отражая взгляды различных общественных формаций, разных исторических эпох, Библия полна противоречий.
Полный перевод Библии в древней русской литературе вышел только в конце XV в. ("Геннадієва Библия"), а в украинской литературе в конце XVI ст. (Острожская печатная Библия 1581 г.) До этого времени использовались только те отдельные тексты библейских книг, которые необходимы были для потребностей культа и составляли "Паремейник" - сборник отрывков из Ветхого Завета (паремий), которые читались во время церковной службы. Кроме того, в употреблении были и отдельные книги Ветхого Завета в полном виде. Из новозаветных книг раньше других появились Евангелия и "Апостол". ("Деянія", то есть история апостольского служения и сборник посланий, приписанных апостолам Павлу, Петру, Іоанновіта др.). Одна из старейших книг, сохранившаяся до наших дней от Киевской Руси, - это так называемое "Остромирово Евангелие", списанное с староболгарського оригинала, как полагают, в Киеве дьяконом Григорием для новгородского "посадника" (наместника) Остромира в 1056-1057 гг. Эта рукопись, богато орнаментированный заставками и раскрашенными заглавными буквами, с тремя изображениями евангелистов, который к тому же прекрасно сохранился, содержит евангельские чтения, приспособленные для церковной службы в воскресенье и в праздники (так называемое "евангелие-апракос", неполное).
Библейские книги открывали новообращенному в христианство читателю целый мир разнообразных новых настроений и образов. Они давали ему новый ответ на вопрос о происхождении мира, человека и человеческого общества; подавали ряд героических саг о борьбе еврейского народа с врагами (некоторые из этих саг отразились уже в сказаниях "Начальной летописи"), выводили образы мудрых и сильных царей (Давида и Соломона), образы будущей судьбы человечества вплоть до его страшного, хоть и не точно определенного времени, конца. Многократно темы, мотивы, образы библейских книг были использованы более поздней литературой. В украинской литературе влияние Библии легко проследить вплоть до XIX в. включительно. Вспомним роль, которую играют библейские образы в поэзии Т.Г. Шевченко: действующие лица из "Книги царств" пригодились для антимонархической сатиры ("Саул", "Старушка сестра Аполлона"), мотивы так называемых пророческих книг - для стихов, гневно обличит общественные болячки и раскрывают перспективы светлого будущего ("Исаия. Глава 35", "Осии глава XIV", "Подражание Ієзекіїлю. Глава 19"). Библейский материал здесь повсюду пере - осознанный, переработанный, полон другого идейно-общественного содержания. То же видим и у других писателей. Образ библейского Моисея, например, вырос в грандиозный символ в одноименной поэме
Франка; образ Самсона, древнего еврейского Геракла, темы, связанные с вавилонским пленом, послужили материалом для поэм и драм Леси Украинки.
Одной из самых популярных книг Библии и в мировой литературе, и у нас был Псалтырь. Псалтырь - сборник 150 религиозных гимнов, молитв-песен, который состоял древнееврейском языке между VII в. до н.э. и i в. н.э. Авторы этих песен неизвестны: очевидно, их было много, хотя традиция выдвинула преимущественно одного - царя Давида. Исследование показывает, что современный текст Псалтири является результатом работы целого ряда поколений: древнейшие его части принадлежат к эпохе, когда еврейская религия еще не знала монотеизма; они сохраняют остатки первобытных магических взглядов.
Разными были и поводы к составлению псалмов: среди них есть гимны хвалебные, благодарственные и умоляющие, поучительные и пророческие песни, песни-элегии. Единство впечатление создается лишь общим страстным тоном и грандиозностью образов. Человеку противопоставлен образ грозного божества Яхве-Иеговы, что живет на Синайской горе, громовержца, бога войны, который любит молитвы и хвалы, беспощадного в своей мести.
Так, помимо своего культового назначения, Псалтырь занял значительное место и среди книг постоянного чтения: по нем приобретали знаний церковнославянского грамоты, отдельные места из псалмов прочно оседали в памяти, становясь ходячими формулами для выявления чувств и мыслей; по Псалтирю гадали - есть специальные списки "гадательных" псалтирів, где специальными приставками к каждому псалма указано, как и когда данный псалмом можно использовать как совет и наставление. Наконец, Псалтырь, несомненно, влиял и эстетично. Термин "псалма" прочно привился в репертуаре бродячих певцов-лирников для обозначения песен религиозного и морально-дидактического содержания. Поэтическая сторона псалмов привлекала к ним внимание и известных поэтов: в украинской литературе к ним обратился, например, Т.Г. Шевченко в своих "Псалмах Давыдовых", которые являются прекрасным образцом того, как старая форма может быть поставлена на службу новому содержанию. Стихотворные переводы псалмов мы находим также у Гулака-Артемовского, П. Кулиша и других поэтов XIX в.
2. Словарная работа.
Легенда - народная рассказ о жизни какого-то лица или необычное событие, окутанная фантастикой, сказочностью.
Притча - краткий фольклорный или литературный повествовательный произведение поучительного характера, ориентированный преимущественно на аллегорическую форму доведения содержания этических ценностей бытия.
3. Самостоятельное чтение легенд о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, о потопе на земле, о Вавилонской башне, о Моисее.
4. Беседа по содержанию легенд:
(Ученик, который отвечает на вопросы, демонстрирует определенную иллюстрацию).
- Как Библия объясняет происхождение мира и человека?
- Что такое первородный грех?
- Почему произошел на земле потоп?
- За что были наказаны строители Вавилонской башни?
- Можно ли назвать праведным человека, который никого не убила и не обокрала? Почему?
- К какой части Библии относятся прочитанные вами легенды?
5. "Незаконченное предложение".'
(Ученики читают Божьи заповеди, вдумываются в них и продолжают начатое учителем предложение).
• Заповедь - это обязательство, обязанность, ... (закон).
• Если закон оберегает добро человека, то его выполнение является условием, чтобы человеку было ... (хорошо).
• Заповеди Божьи установленные для ... (блага человека).
• Нарушение заповеди называется ... (грехом).
• Без ... (заповедей Божьих) человек была бы еще одной разновидностью животного мира.
• Тот никогда не совершит чего-то немилого Богу и вредного людям, кто ... (любит).
(Материал для учителя. Заповеди Божьи:
♦ Пусть не будет у тебя других богов.
♦ Не взивай на бесполезное имени Господа Бога твоего.
♦ Помни святой день праздновать.
♦ Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо, чтобы ты долго прожил на земле.
♦ Не убей.
♦ Не прелюбодействуй.
♦ Не пожелай жены ближнего своего.
♦ Не воруй.
♦ Не пожелай того, что является собственностью ближнего твоего.
♦ Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего).
6. Прослушивание фонозапису притчи о блудном сыне и притчи о сеятеле.
7. Познавательное задание.
- Евангельские притчи Иисуса Христа - это жемчужины нравственности, наука для человечества, неиссякаемый целебный источник христианской морали, откуда молодой человек может брать образец для подражания, который является цементом жизни, совершенством. Что такое для читателя зерно, земля; кто такой сеятель? (Зерно - это Слово Божье, земля - это люди, которые его принимают, сеятель - Христос.)
- Объясните мораль притчи.
- Притча о блудном сыне учит, что надо делать, чтобы исповедаться и получить прощение грехов. Я называю 5 условий исповеди (покаяния), а вы аргументируйте их содержанием притчи.
1. Экзамен совести. (Припоминание грехов - блудный сын размышляет).
2. Сожаление за грехи. (Сверхъестественный - оскорбляем Бога, природный - заслужили казнь; блудный сын имеет сожалению из любви к отцу, а не через потерянное благосостояние и голод в чужбине).
3. Постановление на поправку. С Так больше не буду! Хочу быть лучшим! Хочу змінитисяГ).
4. Признание грехов перед священником. (Блудный сын говорит отцу: "Отче, я согрешил ").
5. Выполнение данной покаяния. (Желание сына стать слугой: "Прими меня, как одного из твоих наемников ").
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Повторите изученный на уроке материал. Прочитайте из Нового Завета еще несколько притч. Выпишите в тетради в одну колонку - основы христианской морали, которые присущи вам, а в другую - каких бы вы хотели приобрести.