Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 10

 

Тема. Библия (фрагменты). Легенды: о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, о потопе на земле, о Вавилонской башне, о Моисее. Десять заповедей. Притча о блудном сыне. Притча о сеятеле.

Цель: ознакомить учащихся с Библией как книгой книг, мотивы из которой черпали писатели всех возрастов; рассказать о Ветхий и Новый Заветы; раскрыть представление учащихся о библейские книги в древней Украине; вызвать интерес к переводчикам Библии на украинском языке; научить учащихся толковать библейские легенды, притчи; формировать осознание универсальности евангельских истин человеческого бытия; воспитывать правдивость, честность, патриотизм, скромность, любовь к ближнему.

Оборудование: Библия, иллюстрации к легендам, Библия для детей, "Кобзарь" Т. Шевченко, "Моисей" И. Франка, "Одержимая" Леси Украинки, фонозапис притч, Заповеди Божьи.

Межпредметные связи: христианская этика.

Просите, и дастся вам;

ищите, и найдете;

стучите, и отворят вам.

Mm. 7:7

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

2. Эвристическая беседа.

- На каком языке пришло Святое Писание к Киевской Руси? (В переводе церковнослов 'янской языке).

- Кто осуществил первый перевод полной Библии собственно украинском языке? (Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий и известный ученый Иван Пулюй).

- Где и в каком году вышла сама книга? (В Вене, потому что царское правительство запрещало переводить Библию или отдельные ее книги на украинском языке; 1903 г.)

- Кто из известных нам людей осуществлял перевод Библии? (И. Огиенко в 1958 p., 1. Хоменко в 1963 г.)

II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Рассказ учителя.

Библия сегодня является самой популярной среди книг. Ею восхищаются теологи, историки, психологи, физики, химики, люди разных интеллектуальных уровней и социальных состояний. Составлялась Библия течение очень длительного времени (от XII в. до н.э. до II в. н.э.). Теперь так называется свод, который состоит из памятников древнееврейской литературы (50 отдельных произведений, а также 27 произведений христианско-греческой литературы). Первая часть свода, по христианской терминологии Старый Завет состоит из книг розповідних (книга "Бытие", книга "Исход", книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги "Царств" и т.д.), книг лиро-эпических (произведения "пророков", "Книга Иова"), лирических (Псалтырь, "Песня песен"), законоуставних и др.

В эпической своей части Ветхий Завет подает древнееврейские мифические предания о сотворении мира, о жизни первой человеческой пары - Адама и Евы в раю, чудесному саду, созданном Богом; о нарушении ими божественного запрета и их изгнание из рая; о жизни их потомства вплоть до того времени, когда разгневанный Бог решил истребить род человеческий Всемирным потопом, оставив из всех людей только праведника Ноя с его семьей; о мифическую историю еврейского народа, который под водительством Моисея выходит из египетского рабства искать место нового поселения - "землю обетованную"; об образовании древнееврейского царства, его разделение и разрушение ассирийцами и вавилонянами; о "вавилонский плен" и возвращение на родину примерно до конца II в. до нашей эры. Элементы народного творчества (древнееврейского фольклора, объединенные в этих книгах с элементами творчества древней еврейской аристократии, светской и жреческой, были основательно переработаны затем греческими организациями, которые установили канон (норма, правило) священных книг в количестве, указанном выше.

Во второй части Библии - Новом Завете, тоже разнообразной по составу, в ее эпической части рассказывается о жизни, учении, чудесах, смерти и воскресения основателя христианской религии Иисуса Христа ("Четыре евангелия" - Матфея, Марка, Луки и Иоанна), о деятельности его учеников (апостолов), а в конце, в книге, которая называется "Апокалипсис" (откровение), - о последних временах человечества, о конце света и "страшном суде" над живыми и мертвыми.

Историей своего составления, своим содержанием Библия в некотором роде похожа на священные книги других религий, например на староіндійські Веди, староіранську Авесту, вавилонские религиозно-эпические сказания, которые иногда имеют очень близкую тематическую схожесть с рассказами Ветхого Завета, и т.д. Первая часть Библии отразила различные этапы древней истории еврейского народа, который от кочевого состояния переходил к оседлому, от родового общества к рабовладельческой государства. Вторая часть - Новый Завет - возникла в условиях социального строя Римской империи Отражая взгляды различных общественных формаций, разных исторических эпох, Библия полна противоречий.

Полный перевод Библии в древней русской литературе вышел только в конце XV в. ("Геннадієва Библия"), а в украинской литературе в конце XVI ст. (Острожская печатная Библия 1581 г.) До этого времени использовались только те отдельные тексты библейских книг, которые необходимы были для потребностей культа и составляли "Паремейник" - сборник отрывков из Ветхого Завета (паремий), которые читались во время церковной службы. Кроме того, в употреблении были и отдельные книги Ветхого Завета в полном виде. Из новозаветных книг раньше других появились Евангелия и "Апостол". ("Деянія", то есть история апостольского служения и сборник посланий, приписанных апостолам Павлу, Петру, Іоанновіта др.). Одна из старейших книг, сохранившаяся до наших дней от Киевской Руси, - это так называемое "Остромирово Евангелие", списанное с староболгарського оригинала, как полагают, в Киеве дьяконом Григорием для новгородского "посадника" (наместника) Остромира в 1056-1057 гг. Эта рукопись, богато орнаментированный заставками и раскрашенными заглавными буквами, с тремя изображениями евангелистов, который к тому же прекрасно сохранился, содержит евангельские чтения, приспособленные для церковной службы в воскресенье и в праздники (так называемое "евангелие-апракос", неполное).

Библейские книги открывали новообращенному в христианство читателю целый мир разнообразных новых настроений и образов. Они давали ему новый ответ на вопрос о происхождении мира, человека и человеческого общества; подавали ряд героических саг о борьбе еврейского народа с врагами (некоторые из этих саг отразились уже в сказаниях "Начальной летописи"), выводили образы мудрых и сильных царей (Давида и Соломона), образы будущей судьбы человечества вплоть до его страшного, хоть и не точно определенного времени, конца. Многократно темы, мотивы, образы библейских книг были использованы более поздней литературой. В украинской литературе влияние Библии легко проследить вплоть до XIX в. включительно. Вспомним роль, которую играют библейские образы в поэзии Т.Г. Шевченко: действующие лица из "Книги царств" пригодились для антимонархической сатиры ("Саул", "Старушка сестра Аполлона"), мотивы так называемых пророческих книг - для стихов, гневно обличит общественные болячки и раскрывают перспективы светлого будущего ("Исаия. Глава 35", "Осии глава XIV", "Подражание Ієзекіїлю. Глава 19"). Библейский материал здесь повсюду пере - осознанный, переработанный, полон другого идейно-общественного содержания. То же видим и у других писателей. Образ библейского Моисея, например, вырос в грандиозный символ в одноименной поэме

Франка; образ Самсона, древнего еврейского Геракла, темы, связанные с вавилонским пленом, послужили материалом для поэм и драм Леси Украинки.

Одной из самых популярных книг Библии и в мировой литературе, и у нас был Псалтырь. Псалтырь - сборник 150 религиозных гимнов, молитв-песен, который состоял древнееврейском языке между VII в. до н.э. и i в. н.э. Авторы этих песен неизвестны: очевидно, их было много, хотя традиция выдвинула преимущественно одного - царя Давида. Исследование показывает, что современный текст Псалтири является результатом работы целого ряда поколений: древнейшие его части принадлежат к эпохе, когда еврейская религия еще не знала монотеизма; они сохраняют остатки первобытных магических взглядов.

Разными были и поводы к составлению псалмов: среди них есть гимны хвалебные, благодарственные и умоляющие, поучительные и пророческие песни, песни-элегии. Единство впечатление создается лишь общим страстным тоном и грандиозностью образов. Человеку противопоставлен образ грозного божества Яхве-Иеговы, что живет на Синайской горе, громовержца, бога войны, который любит молитвы и хвалы, беспощадного в своей мести.

Так, помимо своего культового назначения, Псалтырь занял значительное место и среди книг постоянного чтения: по нем приобретали знаний церковнославянского грамоты, отдельные места из псалмов прочно оседали в памяти, становясь ходячими формулами для выявления чувств и мыслей; по Псалтирю гадали - есть специальные списки "гадательных" псалтирів, где специальными приставками к каждому псалма указано, как и когда данный псалмом можно использовать как совет и наставление. Наконец, Псалтырь, несомненно, влиял и эстетично. Термин "псалма" прочно привился в репертуаре бродячих певцов-лирников для обозначения песен религиозного и морально-дидактического содержания. Поэтическая сторона псалмов привлекала к ним внимание и известных поэтов: в украинской литературе к ним обратился, например, Т.Г. Шевченко в своих "Псалмах Давыдовых", которые являются прекрасным образцом того, как старая форма может быть поставлена на службу новому содержанию. Стихотворные переводы псалмов мы находим также у Гулака-Артемовского, П. Кулиша и других поэтов XIX в.

2. Словарная работа.

Легенда - народная рассказ о жизни какого-то лица или необычное событие, окутанная фантастикой, сказочностью.

Притча - краткий фольклорный или литературный повествовательный произведение поучительного характера, ориентированный преимущественно на аллегорическую форму доведения содержания этических ценностей бытия.

3. Самостоятельное чтение легенд о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, о потопе на земле, о Вавилонской башне, о Моисее.

4. Беседа по содержанию легенд:

(Ученик, который отвечает на вопросы, демонстрирует определенную иллюстрацию).

- Как Библия объясняет происхождение мира и человека?

- Что такое первородный грех?

- Почему произошел на земле потоп?

- За что были наказаны строители Вавилонской башни?

- Можно ли назвать праведным человека, который никого не убила и не обокрала? Почему?

- К какой части Библии относятся прочитанные вами легенды?

5. "Незаконченное предложение".'

(Ученики читают Божьи заповеди, вдумываются в них и продолжают начатое учителем предложение).

Заповедь - это обязательство, обязанность, ... (закон).

Если закон оберегает добро человека, то его выполнение является условием, чтобы человеку было ... (хорошо).

Заповеди Божьи установленные для ... (блага человека).

Нарушение заповеди называется ... (грехом).

Без ... (заповедей Божьих) человек была бы еще одной разновидностью животного мира.

Тот никогда не совершит чего-то немилого Богу и вредного людям, кто ... (любит).

(Материал для учителя. Заповеди Божьи:

Пусть не будет у тебя других богов.

Не взивай на бесполезное имени Господа Бога твоего.

Помни святой день праздновать.

Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо, чтобы ты долго прожил на земле.

Не убей.

Не прелюбодействуй.

Не пожелай жены ближнего своего.

Не воруй.

Не пожелай того, что является собственностью ближнего твоего.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего).

6. Прослушивание фонозапису притчи о блудном сыне и притчи о сеятеле.

7. Познавательное задание.

- Евангельские притчи Иисуса Христа - это жемчужины нравственности, наука для человечества, неиссякаемый целебный источник христианской морали, откуда молодой человек может брать образец для подражания, который является цементом жизни, совершенством. Что такое для читателя зерно, земля; кто такой сеятель? (Зерно - это Слово Божье, земля - это люди, которые его принимают, сеятель - Христос.)

- Объясните мораль притчи.

- Притча о блудном сыне учит, что надо делать, чтобы исповедаться и получить прощение грехов. Я называю 5 условий исповеди (покаяния), а вы аргументируйте их содержанием притчи.

1. Экзамен совести. (Припоминание грехов - блудный сын размышляет).

2. Сожаление за грехи. (Сверхъестественный - оскорбляем Бога, природный - заслужили казнь; блудный сын имеет сожалению из любви к отцу, а не через потерянное благосостояние и голод в чужбине).

3. Постановление на поправку. С Так больше не буду! Хочу быть лучшим! Хочу змінитисяГ).

4. Признание грехов перед священником. (Блудный сын говорит отцу: "Отче, я согрешил ").

5. Выполнение данной покаяния. (Желание сына стать слугой: "Прими меня, как одного из твоих наемников ").

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Повторите изученный на уроке материал. Прочитайте из Нового Завета еще несколько притч. Выпишите в тетради в одну колонку - основы христианской морали, которые присущи вам, а в другую - каких бы вы хотели приобрести.