Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Карпенко-Карый

(1845-1907)

«Мартын Боруля»

 

Комедия в пяти действиях - так определил жанр пьесы «Мартын Боруля» автор, хотя по всем признакам произведение больше тяготеет к социальной драмы. Это произведение Ивана Карпенко-Карого впервые было опубликовано во львовском журнале «Заря» в 1891 году. Эту пьесу успешно ставили на сцене актеры труппы Марка Кропивницкого во время гастролей в 1887 году в Новочеркасске и Москве и в 1888 году в Петербурге. Марко Кропивницкий блестяще играл роль Мартына Борули.

В основу сюжета драмы легли семейные события, поскольку отец драматурга, Карп Адамович, долгое время пытался доказать свое дворянство и хотя бы детей вывести из крестьянского состояния по происхождению в состояние барский. И все старания Карпа Тобилевича пропали даром. В документах его фамилия фигурировала в двух разновидностях: Тебілевич и Тобилевич, поэтому решение о дворянский титул оказалось не в пользу истца. Иван Карпенко-Карый хорошо помнил, что пришлось пережить отцу после официального отказа ему в дворянском звании. Старый, как и главный герой драмы «Мартын Боруля», чуть не умер от обиды, отчаяния и сожаления.

 

 

Марьян Крушельницкий в роли Мартына Борули

 

События в драме «Мартын Боруля» происходят в середине XIX века в семье богатого арендатора земли, который учит своего сына в городе на чиновника-судочинця, а дочь с недавних пор мечтает выдать замуж только за дворянина. Собрав необходимые документы, старинные грамоты и другие геральдические доказательства, Мартын Боруля наивно надеется, что его наследственные права как шляхтича будет подтверждено, поэтому заранее начинает готовиться к переходу в «барский» состояние. Дочь и сына он заставляет называть родителей «мамінькою» и «папенькой», начинает очень затратную судебную тяжбу с шляхтичем Красовским, нанимает прислугу для дома, которую обязывает величать его господином. Немало поступков старого Борули имеют комический оттенок, его простодушие и наивность показано с юмором, а чрезмерное доверие к нечистым на руку поверенного Трандалєва граничит с инфантильностью, детскостью, неразвитость логического мышления претендента на дворянство. Однако как человек Мартин имеет немало положительных черт. Не могут не вызывать привязанности у читателей или зрителей искренние попытки Борули должным образом позаботиться о детях, дать им то, чего всю жизнь не имел сам, за что постоянно чувствовал себя человеком обделенным, второсортной («Ох, дочка, ты не знаешь, как тяжело хлопком отметив быть, всех боятся, всех считает выше себя! И дай Бог, чтобы ты не знала...»). Старый Боруля доброжелательно относится к слуг, жестоко не наказывает даже пьяницу Емелю, у которого в городе украли не только собственную кафтан и сапоги, но и прекрасных хозяйских лошадей («Вот мука мне с этим каторжному Емелей! И выгнал бы, увы, - давно служит, и привык к нему так, как не вижу долго, скучно»).

Другие члены семьи Мартина Борули, кроме сына Степана, которого уже частично поразила бацилла легкой городской жизни, выведены трудолюбивыми, порядочными людьми. Прежде всего это касается жены Пелагеи и дочери Марыси, которые привыкли к ежедневному труду, отмечаются образцовыми для украинского социума чертами характеров. Палажку отнюдь не радует «панское будущее», однако она подчиняется воле мужчины. И Мартин, и его жена мечтают о внуках, хоть своим спором о будущих кумовьев изрядно пугают жениха, что приехал жениться с Марысей по расчету и заранее выторговал у будущего тестя немалое приданое, о чем Мартын Боруля извещает Палажці с простодушной наивностью: «И мы уже совсем закончили с ним: пятьсот рублей приданого, свадьба на наш счет, два года доставят в город топливо и некоторые предметы на продовольствіє и дом поставит в огороде - место у него есть». Радоваться такой здирницькою предложением будущего зятя может только очень недальновидный тесть. Мартын Боруля слишком легко прощает недостойные выходки сыну, лишь сокрушенно вздыхая: «А сынок... сынок! Я тут из шкуры вылезаю, чтобы его в люди вывести, а он там п'янствує.».

Однако в достаточно рядовому семействе Боруль видим и неординарную личность. Дочь Мартина - Марыся - изображена девушкой с незаурядным характером. Она умеет любить, способен найти выход и отстоять свое право на личное счастье. Любимому она советует не обострять отношения с родителями, медлить с решением засылать сватов к другой, а Націєвському отказывает фактически в том же духе, что и Наташа из пьесы Ивана Котляревского - возному: «моя Душа к вам не лежит, и глаза мои не стрінуться с вашими; а когда вы и после этого все - таки хотите, чтобы меня заставили за вас замуж, то знайте: я люблю давно другого, слышите? Люблю второго, ему слово дала, и не разлучит нас никто - разве могила, а за вас я тогда выйду замуж, как в спасский соловей споет! Вот вам вся моя правда. И ничего нам говорить, розміркуйте хорошенько и больше к нам не приезжайте».

Отдельные нюансы сюжета и развязка драмы «Мартын Боруля» все-таки отличаются искусственностью, неестественностью. Прежде всего вызывает удивление, что столь состоятельный арендатор (у Мартина есть минимум пять лошадей, а это в сельском хозяйстве - яркое доказательство высокого достатка) не смог купить землю в свою собственность, что было нормой в пореформе - ный период, а безопасно арендует угодья в дворянина Красовского. Поссорившись с ним, Мартын даже подал в суд, а такой конфликт оборачивается для Борули отказом собственника в аренде земли. Неправдоподобным является внезапное «прозрение» Борули. Мартин сжигает злосчастные документы, которые гарантировали ему дворянство, и решает женить Марысю с Николаем, сыном своего деревенского приятеля Гервасія. Мысль о дворянстве потомков все-таки остается его самой сокровенной мечтой, ведь до Марыси и Николая он обращается со словами: «Учите детей своих, чтобы мои внуки были дворянами». Обидно, что в драме берут верх довольно сомнительные выводы Гервасія, который меряет все только доходами («Два с половиной?! Господи! Здоровый, молодой человек два года дурно сидит, а на третий в месяц получа два с половиной!!. Совсем сдурел старый: рабочему плате на своих харчах тридцать рублей, а сын, вместо того чтобы приучат к хозяйству, отдал в службу»). Ограниченный Гервасий самоуверенно утверждает, что простое прадідівське земледельческий ремесло лучше от высоких школ, а значит, даже несмотря на кажущуюся согласие с будущим сватом, что дворянство таки получат их ученые потомки, он склоняется к выводу о ненужности образования и знаний людям от плуга и земли.