Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века
Иван Карпенко-Карый
(1845-1907)
Драматическое творчество Карпенко-Карого - это высшее достижение нашего классического театра, театра корифеев, что стало школой для украинских драматургов нового времени.
(Ростислав Пилипчук)
Среди драматургов, которые поставляли театр корифеев сценической продукцией, наиболее талантливым оказался Иван Карпенко-Карый. В историю национального театра и украинского писательства он вошел как талантливый актер, отец украинской комедии и украинской трагедии, художник, величие творческого наследия которого до сих пор вызывает искреннее подивування. Как актер Иван Карпенко-Карый виртуозно сыграл роли Назара Стодоли с одноименной драме Тараса Шевченко, Герасима Калитки («Сто тысяч»), Терентий Гаврилович Пузырь («Хозяин»), Мартина Борули и Омелька («Мартын Боруля»), Яна Потоцкого и Шмигельского («Савва Чалый») из собственных произведений. Написав восемнадцать пьес, Карпенко-Карый стал самой яркой звездой в созвездии лучших украинских драматургов.
«Сцена - мой кумир, театр - священный храм для меня!» (Иван Карпенко-Карый)
Будущий выдающийся драматург и один из основателей театра корифеев Иван Карпович Тобилевич родился 29 сентября 1845 года в селе Арсенивци (ныне - Веселівці), недалеко от Елисаветграда (современного Кировограда). Род Тобилевичей в прошлом был богат, принадлежал к польской шляхты, но обнищал. На время рождения Ивана его отец, Карп Адамович, работал управляющим помещичьего дома. Свою жену - Евдокию Зиновіївну Садовская - перед браком Карп Адамович выкупил из крепостничества у господина Золотницкого. Мать предпочитала не вспоминать о девичьи лета, проведенные в неволе. Она была человеком душевным, добрым, чулою к несправедливости и чужого горя, поэтому не раз защищала крестьян от барского гнева. Садовская евдокия была щедро одаренной от природы, прекрасно пела и, неграмотная, знала наизусть драме Ивана Котляревского «Наталка Полтавка». Среди шести детей Тобилевичей Иван был старшим. Впоследствии четверо из них стали активными деятелями театра корифеев. Иван в честь отца взял себе псевдоним Карпенко-Карый, Николай в память маминого рода подписывался фамилией Садовский, Панас образовал свой псевдоним от названия местной реки Сакса - гане. Единственная дочь Мария, на сцене Садовская-Барилотти, стала одной из лучших артисток своего времени.
Малого Ивана после науки в благодарность, а вслед за ним и младших братьев Михаила и Петра, отдали в Бобринецьке уездное училище. Жили малые Тобилевичи в купленной отцом стареньком доме, где хозяйничала их бабушка Настя. В 1859 году Иван Тобилевич окончил училище на «отлично» и стал писарем в канцелярии городка Малая Виска, а потом устроился на такую же должность в Бобринце. Благодаря добросовестности и дисциплинированности в 1864 году юношу повысили по службе, и он занял должность канцелярского служителя в Бобринецком уездном суде, а позже - должность столоначальника в уголовном части. Именно в это время Иван Карпович по-настоящему увлекся театром. Когда в 1865 году уездным городом признали Елисаветград, Карп Тобилевич переехал сюда жить вместе со старшим сыном. В свободное от работы время Иван играл в любительском драматическом кружке. У Шевченко в пьесе «Назар Стодоля» он исполнял роль Игната, а Надежда Тарковская - роль Гали. Молодые люди влюбились и добились, чтобы отец невесты, помещик, дал согласие на ее брак с женихом из низшего социального положения. На память о свой актерский дебют Иван позже к первой части псевдонима Карпенко добавил вторую - фамилия Гната Карого, верного побратима главного героя из драмы «Назар Стодоля».
К сожалению, счастье молодой семьи оказалось недолгим: умер сын-первенец, а четверо последующих детей, которые появлялись на свет чуть ли не ежегодно (Галя, Назар, Юрий, Арина), - непоправимо подорвали здоровье Надежды Карловны. В 1879 году Иван Карпович потерял мать, в следующем году - жену, потом дочь Галю и настоящую берегиню семейного уюта - бабу Настю. Однако личные несчастья не убили в Карпенкові-Карем доброты и искренности. Он стал активным членом вновь созданного Общества для распространения ремесел и грамотности, которое на собственные средства содержало школу для бедных. Художник занимался самообразованием, читал французских энциклопедистов-просветителей, увлекался произведениями Котляревского, Шевченко, интересовался драматургией других народов, а позже и лично познакомился с русским классиком Львом Толстым. Иван Карпович вошел в тайного кружка, члены которого сначала только распространяли книги в народных массах, а потом взялись за пропаганду идей революционеров-народников. Однако организация была разоблачена, началось следствие. Согласно личному распоряжению министра внутренних дел в октябре 1883 года за политическую неблагонадежность Ивана Тобилевича уволили с должности секретаря полиции. Иван Франко про этот случай из жизни Карпенко-Карого писал: «Он был поліційним комиссаром, и вот в его доме разоблачили тайную революционную типографию, его выгнали с места... Россия казнила полицейского пристава, Украина зискала Карпенко-Карого».
С 1884 года из-за запрета жить в Украине художник поселился в Новочеркасске. Здесь Иван Карпович освоил профессию переплетчика, вечерами шлифовал и совершенствовал созданы в 1883 - 1886 годах драмы, напечатанные значительно позже, некоторые даже после смерти драматурга: «Наймичка» (1887), «Мартын Боруля» (1891), «Бесталанная» (1910), «Бондаривна» (1910). Театральное общество морально поддерживало Карпенко-Карого тем, что добилось разрешения на постановку этих драм на сцене.
Получив разрешение жить в Украине, Иван Карпович со своей второй женой, Софией Дитковской, вернулся на хутор Надежда, названный так в честь первой жены, встретился со старым отцом, что едва давал совета хуторові, и детьми, которые во время отсутствия Ивана Карповича бедствовали, были отданы в распоряжение чужого человека и учились ребята кое-как, поэтому дед постоянно угрожал «чортенятам» страшной карой, когда вернется отец. София Витальевна вспоминала, что в день приезда запуганных дедушкой Назара и Юрка еле удалось разыскать. Но впоследствии, убедившись, что никакое наказание им не грозит, они рассказывали «о своей жизни в Елисавет - граде, о все те штуки, которые они там придумывали и утинали. С тяжелой болью в сердце слушал отец ту детскую исповедь и грустно улыбался. А дети, глядя, что их не бьют, ни ругают, один краше второго рассказывали все подробности тех тяжких проступков. Они понимали, что в лице отца нашли не грозного судью, которым их напугали, а искреннего приятеля».
Карп Адамович надеялся, что после ссылки сын станет хозяином-земледельцем. Полтора года Иван Карпович работал на земле, спасая свой хутор от конфискации за долги. Позже в письме к своей дочери Ирины Иван Карпенко-Карый писал: «Одним из лучших лекарств является труд! Не глупая, без цели, чтобы утомить себя, а умный труд, у которой есть цель обеспечит личную свободу и независимость. Нет на свете лучшего, как независимость. Это высокое положение делает мужчину сильным на всякую жизненную борьбу, и никакие оковы не утяжеляют его свободы на жизненным пути».
Трудолюбию, целеустремленности и силе духа Ивана Карповича действительно могли позавидовать и враги, и друзья. Он не чурался никакой физической работы, при этом не забывая о творчестве. На хуторе Надежда родились лучшие его произведения: «Сто тысяч» и «Хозяин», «Паливода XVIII века» и «Савва Чалый», «Суета» и «Житейское море». Ивана Карпенко-Карого справедливо считают отцом украинской комедии, ведь именно он в украинской драматургии основал этот жанр комедиями «Сто тысяч» и «Хозяин». Не было до Ивана Карпенко-Карого в нашем художственной литературе и трагедии как ведущего жанра драматургии. Пьеса «Савва Чалый» заполнила этот вакуум. Более того, в произведении поднималась проблема измены народу его яркого представителя, как социальное и политическое явление остается актуальным и в наши дни.
Как только в декабре 1888 года с Карпенко-Карого сняли гласный надзор полиции и запрет жить в Киеве, Харькове, Москве и Петербурге, он решил немедленно вернуться на сцену. Сначала влился в труппу своего брата - Николая Садовского, но она распалась, и Карпенко-Карый перешел к той, которую возглавлял другой брат - Павел Саксаганский и где играла сестра Мария со своим мужем. Однако на труппу посыпались сплошные несчастья: прямо на сцене, в последний раз сыграв Софью с вопросом драмы «Бесталанная», умерла Мария Садовская, а в Екатеринославе страшный пожар уничтожил все имущество странствующего театра. К тому же, гастроли вообще были возможны лишь в определенный период. В другие времена года Карпенко-Карый непременно возвращался на хутор, изнурял себя трудом на земле, чтобы не потерять ее из-за долгов, а по ночам писал пьесы.
Как писатель Иван Карпенко-Карый дебютировал в 1883 году, когда в первом номере журнала «Рада» была напечатана его повесть «Новобранец». Однако в дальнейшем художник специализировался в драматургии. Условно все его пьесы можно разделить на следующие группы: 1) социально-бытовые драмы об искалеченной судьбе выходцев из простого народа; 2) драмы из жизни интеллигенции, в частности - актеров; 3) комедии, главным сатирическим персонажем которых был вчерашний неграмотный крестьянин, который за короткое время сумел скупить немало земли и стать богачом; 4) трагедии с историческим контекстом. Если социально - бытовые драмы Иван Карпенко-Карый творил в духе своих предшественников, то во всех других произведениях был новатором. Его пьесы «Сто тысяч» (1891) и «Хозяин» (1902) до сих пор считают высокохудожественными образцами комедийного жанра. Между этими двумя произведениями много общего. Недаром исследователь Ростислав Пилипчук утверждает: «Пузырь - это вчерашний Калитка, потому что он уже успел осуществить то, о чем мечтал Калитка: обладающий необозримыми степями, его хозяйство состоит из нескольких экономий, на него работает большой штат различных управляющих, которые по возможности стремятся «урвать и для себя лакомый кусок... Пузырь олицетворяет ту часть общества, которая в погоне за наживой не гнушается никакими средствами. Пьесы «Сто тысяч» и «Хозяин» - лучшие сатирические комедии в украинской дооктябрьской драматургии, вошедших в нашей литературной классики и составляют золотой фонд классического репертуара в украинском театре».
В драмах из жизни театра, в которых разработаны тему молодой украинской интеллигенции «Суета» (1905), «Житейское море» (1905), Карпенко-Карый нарушил проблемы морали, философские вопросы смысла жизни, весомости незаурядного таланта. Пробовал себя художник и в историческом жанре - «Савва Чалый» (1899), «Сорванец ХVIII века» (1910). Формально первую в Украине историческую трагедию «Савва Чалый» написал Николай Костомаров, однако по уровню художественности его произведение существенно уступает одноименной трагедии Ивана Карпенко-Карого.
Фанатичное увлечение Ивана, Николая и Афанасия Тобилевичей театром категорически не разделял их отец, который мечтал видеть сыновей офицерами или священниками. Однако трое талантливых братьев прекрасно осознавали, какую миссию должны выполнить: построить фундамент профессионального украинского театра. Слава театра корифеев росла с каждым днем. Драмы Ивана Карпенко-Карого становились национальным достоянием. Ростислав Пилипчук о впечатление публики от спектакля «Наймичка» писал: На спектаклях этой «мелодрамы» плакал не только простой, демократический зритель, которому была близка исковерканная судьба безталанної работницу, но и сановный - обеих столиц, который не мог протолпиться на спектакль, идя «на Заньковецкую» во время знаменитых гастролей труппы М. Кропивницкого в Петербурге и в Москве в 1886 - 1888 годах».
Вместе с братьями и сестрой Карпенко-Карый принимал участие в i Всероссийском съезде театральных деятелей, именно он написал острую по содержанию доклад, которую произнес Афанасий Сакса - ганский. Его речь стала обвинительным актом тогдашней имперской цензуре.
В 1905 году врачи обнаружили у драматурга неизлечимой болезни печени. К сожалению, не помогли лучшие специалисты ни в Ялте, ни в Берлине, где Иван Карпович умер 15 сентября 1907 года. Жена привезла его тело в Украину и похоронили, согласно завещанию, рядом с могилой отца в поселке Карлюжине, неподалеку от хутора Надежда. Иван Франко на смерть Ивана Карпенко-Карого отозвался так: «И вновь наша письменность понесло большую казнь... Чем он был для Украины, для развития ее общественной и духовной жизни, се чувствует кождый, кто то видел его на сцене, или хотя бы только читал его произведения; се поймет кождый, кто знает, что он был одним из отцов современного украинского театра, выдающимся артистом и при том большим драматургом, которому равного не имеет наша литература».
Память о гениальном корифея увековечен во многих местах Украины, на родине воздвигнут памятник и открыт литературно-художественный заповедник «Хутор Надежда», а Киевский национальный институт театрального искусства с гордостью носит имя Ивана Карпенко-Карого.