Украинская литература 1920-1930 годов
Максим Рыльский (1895-1964)
Максим Рыльский. Фото 1926
Он Украины имел волшебную красоту,
Носил ее имя гордолиць.
Он вырос от земляники до зірниць,
Большой гранослов своего народа.
(Дмитрий Павлычко)
Максим Рыльский - один из крупнейших поэтов XX века, чей вклад в национально-духовное возрождение народа неоценим. Утонченный мастер неоклассического стиля, он создал неповторимый художественный мир, наполнен гуманистическим содержанием. Вошел в украинскую культуру как поэт, переводчик, публицист, фольклорист, этнограф, искусствовед, литературовед, языковед.
«Любовь"ю сердце зроджене было»(Дмитрий Павлычко)
Максим Рыльский родился 19 марта 1895 года в Киеве, хотя своей малой родиной считал село Романовну Попельнянского района Житомирской области. Его отец, Знаменитый Розеславович Рыльский, осознавая свои глубокие национальные корни, стал вдохновителем и участником национального возрождения Украины во второй половине XIX века, войдя в ячейки интеллигенции «Старая громада». Мать поэта, Мелания Федоровна, была крестьянкой, отличалась тактичностью, душевной красотой и волшебным голосом. Она привила своим сыновьям - Ивану Богдану, Максиму - любовь до народных песен и легенд, которых знала множество.
С осени 1908 года подросток учился в частной гимназии в Киеве, жил в доме друга семьи Рыльских - Николая Лысенко, с которым имел счастье каждый день общаться, посещать вечера с участием композитора, камерные концерты. В этой среде с любовью относились к украинского языка, культуры, истории, что сказывалось на формировании мировоззрения будущего поэта. С одной стороны, на него имели влияние украинское искусство, творчество Тараса Шевченко, Ивана Франко, Михаила Старицкого, Николая Вороного, Александра Олеся, Леси Украинки. С другой стороны, на становлении эстетических вкусов юноши сказались французские классики, современные поэты Европы: Александр Блок, Стефан Малларме, Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. В доме Лысенко гимназист Максим влюбился в дочь композитора Галю, которая уже имела жениха. На основе этих переживаний возникли стихи, вошедшие в сборник «На белых островах» (1910), написанная в русле символизма. Леся Украинка, ознакомившись с этим сборником, напророчила ее автору славное будущее.
В 1915 году Максим Рыльский поступил на медицинский факультет Киевского университета, однако 1917 года он перевелся на историко-филологический факультет. Грозные события гражданской войны, голод и холод побудили Максима Тадеевича 1918 года оставить город и вернуться до Романовки. В 1919-1923 годах он учительствовал в селах Вчорайше и Романовка. Одновременно Рыльский публиковал стихи в журналах «Путь», «Литературно-научный вестник». Значительный читательский интерес вызвали его сборника «Под осенними звездами» (1918), «Синяя даль» (1922), поэмы «На опушке», «Царевна» (1918).
Вернувшись в Киев, Максим Тадеевич преподавал украинский язык и литературу в школах и на работфаке Киевского университета, читал курс теории перевода в институте лингвистического образования. Поэт погрузился в литературно-художественную жизнь города, сблизился с поэтами-неоклассиками.
Знаковыми в тогдашней поэзии были сборки Рыльского «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая весна» (1926), «Где сходятся дороги» (1929), «Звук и отзвук» (1929). В них Максим Рыльский достиг философской глубины и изящной равновесия художественных форм, лелея классический сонет, александрийский стих, октавы, ямбы, разнообразие размеров и строф: дистихи, терцети, терцина, катрены, сектини (шестивірші), ноны (дев'ятивірші), децими (десятивірші).
В 30-х годах начались показательные суды «врагов народа», массовые репрессии невинных людей. 19 марта 1931 года (днем рождения) Максим Рыльский был арестован по обвинению в принадлежности к мифической украинской контрреволюционной организации. Под угрозой десятилетнего заключения на Соловках поэт «покаялся» и представил следователю написанную им в тюрьме «Песню о Сталине». 19 августа 1931 года художника был уволен.
Первая сборка Рыльского «На белых островах». 1910
Талантливый поэт жил в атмосфере страха, поскольку органы безопасности постоянно следили за ним. В сборнике «Знак весов» (1932) Рыльский задекларировал свою лояльность к власти, поддержал официальную концепцию поэзии как идеологического оружия партии. Однако художник оставался верным неоклассической поэтике. В этой стилевой манере письма создан цикл «Фигуры», в котором даны образы Прометея, Бетховена, Шевченко, Франко. В его произведениях преобладали красота, высокая духовная культура самодостаточной личности, вера в победу добра над злом. Поэтическим кредо Рыльского была любовь к Украине и человечества, которая руководила его поступками, определяла тональность произведений.
Во время войны с 1941 до 1943 года Максим Тадеевич с семьей находился в эвакуации в Уфе - столице Башкирии. В апреле 1944 года Максим Тадеевич вернулся к разрушенному войной Киева и окунулся в общественную работу: был председателем президиума Союза писателей Украины, вице-председателем Всеславянского комитета. В послевоенный период Рыльский побывал в нескольких странах Европы, что послужило импульсом для написания новых произведений, обогатило тематику и жанровый репертуар поэзии. Увидели свет сборники «Верность» (1946), «Мосты» (1948), «Наша сила» (1952), «Сад над морем» (1955) и другие.
Любовь к природе и доброжелательность к людям были основными чертами поэта. Переводчик Александр Дейч отмечал сосредоточен спокойствие, сдержанность Максима Тадеевича в словах и жестах, подчеркивал природную артистичность поэта, которая проявлялась в галантной манере поведения, в умении общаться с разными людьми, с восторгом рассказывать и внимательно слушать собеседника.
Во второй половине 50-х - начале 60-х годов произошел творческий взлет Максима Рыльского, названный литературоведами его «третьим цветением». Талант поэта будто заново возродился, расцвел, засиял новыми гранями. Художник преподнес свою поэзию на небывалую высоту, наполнив художественно совершенные произведения глубокими мыслями и чувствами, философски емкими образами. В это время увидели свет сборники стихов «Розы и виноград» (1957), «Далекие небосхили» (1959), «Голосеевская осень» (1959), «Стая веселиків» (1960), «В тени жаворонка» (1961), «Зимние записи» (1964). Автор исповедовал идею, что искусство является сферой прекрасного, а не слугой политиков. Поэтому ценил творческую личность, ее вклад в культуру. Отрицая «соцреалістичне» понимание поэзии как отклика на злобу дня, эссеист защищал национальную самобытность искусства.
Максим Рыльский был высококлассным переводчиком произведений мировой литературы на украинском языке. Художник воссоздал на родном языке более пятидесяти книг мировых классиков.
Большую ценность имеют труды Максима Рыльского по истории и теории литературы, языкознания и фольклористики.
24 июля 1964 года Максима Рыльского не стало. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Имя Максима Рыльского носят Институт искусства, фольклористики и этнологии НАН Украины и Голосеевский парк.