Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Максим Рыльский (1895-1964)

 

Художественный мир лирики Максима Рыльского

 

Лирика Максима Рыльского - поэтический универсум, достигает античных и современных времен, Вселенной и Романовки. Его произведения проникнуты жизнеутверждающим мудростью, искренним лиризмом, любовью к человеку. Это обусловило оригинальную поэтику Рыльского: лаконизм и лиризм высказывания, гибкость образов, яркость эпитетов, совершенство поэтической формы, утонченность чувств, универсализм художественного мышления, культурологическую масштабность, умение соединить вечное и непереходный, широкий взгляд на мир и человека. В творчестве поэта пейзажная, интимная, философская и историософская лирика. Неокласик стремился по-своему ответить на вопросы взаимосвязей искусства и жизни, поэзии и современности, в частности в стихотворениях «К Музе», «Павлу Савченко», «Диана», «Поэт, будь себе судьей». Рыльский создал образ Музы, которая, по словам Леонида Новиченко, является воплощением недремної и неподкупной совести, состоянием духа, который морально возвышает читателя и автора.

В стихотворении «Поэтическое искусство» Максим Рыльский утверждал, что настоящая поэзия - это высокая простота, «такое единение точных слов», когда в сердце нет фальши, тщеславия, жажды наживы: «Когда эпитет бьет стрелой / В самую щонайглибшу суть, / Когда по дороге прямой Тебя метафоры ведут». Это типично неоклассическая установка: эстетический рационализм, гибкость образов, четкость и уравновешенность форм. В художественной практике такой глубокой содержательной и формальной мастерства достиг Рыльский - неокласик. Обращаясь к себе самому и к поэта-собрата, он утверждал: «Слова должны быть покорны / Чувствам и помыслам твоим, /И рифмы должны быть верны. / Как друзья в подвиге святом».

Тема взаимоотношений человека и природы - одна из ключевых в творчестве Максима Рыльского. Он представил свою художественно - философскую картину мира, пройняту любовью к жизни, ощущением единства лирического героя с окружающей средой, вітаїстичним увлечением первыми подснежниками, изобилием садов, таинственными лесами, пением птиц, живописными озерами. Через образ природы как жизнеутверждения и обновление мира и человека поэт отразил характерные черты украинской ментальности. Его герой сердцем чувствует спокойствие, равновесие и целостность с природой. Пейзажная лирика Рыльского написана в русле неоклассического эстетизма, изящного шитья образов, выразительна осмыслением человеческого бытия, национальной культуры, мировой поэзии, музыки, живописи. В то же время созерцания природы для лирического героя Рыльского было импульсом, который открывал «золотые ворота сердца», богатство его души.

По жанру «Молюсь и верю. Ветер играет...» - стихотворение-рефлексия, в котором мастерски воссоздана красоту чувств лирического героя, его единство с природой, состояние влюбленности в мир. Поэт моделирует динамику его душевного состояния, осуществляет своеобразный психоанализ внутреннего мира персонажа. Стихотворение проникнутое жизнерадостностью, жаждой страстного сердца, изысканностью чувств. Перед героем открывается неповторимый мир: «Молюсь и верю. Ветер играет / И пьяно веет кругом, / И голубей дрожащие стаи / Черкають неба берега». Композиционно произведение строится как монолог. Повествование ведет лирическое «я», обращаясь к «ты», как к «другому», в результате чего возникает діалогізм: «И ты смеешься, и день сияет, / И сердце бьется, как в огне, /И вид пречистой надежды / Стоит в синей глубине». Жизнелюбие охватывает душу героя, побуждает его действовать: «Еще буду жить, пока жить / Мне позволит дух жизни». Художественное обрамление стиха помогает поэту воссоздать сонцелюбну нрав героя, его увлечение голубями «ясной красоты», которые стремятся достичь безграничных просторов неба. В украинской мифологии голубь символизирует любовь и верность, плодовитость и жизнь, выступает аллегорией души человека. В стихотворении явственно проступает неокласицистична поэтика: утонченность образов, восхищение красотой мира, гармония мысли и чувств. Произведение написано чотиристопним ямбом; чередуются женские и мужские рифмы, которые подчеркивают звуковую тональность стихотворения.

В сонете «Запахла осень вялым табаком» изображен богатую плоды, запахи и краски осень. Поэт воспроизводит властную поступь осени: время созревания яблок, в'яління табака, расцвет «свежей астры над песком румяным», на лугу конек, как зеленый гном, на скрипку играет». Это - персонифицированная осень «сияет за одчиненим окном» (впечатляющая метафора!). В воображении лирического героя образ осени ассоциируется с неуемным пульсацией времени, напоминая о вечной его течение, соединяя человека с мирозданием.

Поэзия «Сладкий мир! Пространство голубовато-белый» перекликается со стихотворением «Лазурь» Стефана Малларме, любимого поэта украинских модернистов, которые опоетизовували голубой цвет, что символизирует состояние души человека. Стихотворение проникнуто виталистическое энергией, восторгом и эстетическим наслаждением от созерцания красоты природы. Лирический герой любуется «пространством голубовато-белым» - символом идеального мира, божественной природе мироздания, которую обозначают любимые цвета украинцев - голубой и золотой: «/ солнце - золотой небесный апр / Благословляет дух ширококрилий / Сладкий мир». Композиция поэзии затруднена эпиграфом из Библии «Сладкий мир» и этим же рефреном, который обрамляет первую строфу, что и определяет развертывание лирического сюжета, чувств и переживаний героя, завершая сочинение риторическим вопросом: «Сладкий мир?». Этот образ персонифицируется, наполняется каждый раз новым смысловым значением. В обрисовке образной картины важную художественную функцию играют эпитеты: сладкий мир, золотой небесный квит, ширококрилий дух; сравнения: «Твой взгляд, словно подснежник несмелый, / Словно трава, что зеленить гранит, / как Будто воспоминание глупо-милый». Постепенно очерчивается образ девушки, у которой взгляд - «узоры надвесняних тонких вит», она напоминает ему милый сон, идеальный мир, который исчез. Сладкий мир превратился в горький, однако лирический герой снова испытывает счастье: «ангелы нам зажгли свечи / По долгих муках бессердечных лет, Или мы сами прозрели и поняли» этот непростой «сладкий мир». Изящный звукопис произведения (аллитерации по с, л, р, асонанси гласных звуков о, ы, и) и п'ятистопний ямб подчеркивают динамичность чувств героя.

Максим Рыльский призвал современников любить природу не как символ», а искренне, от души, искать в ней «высоты незміримі / И святые глубины», разгадку смысла бытия. Максим Тадеевич нарушил экологическую проблематику, предостерегал от пагубного воздействия человека на природу. Сегодня, как никогда, она актуальна для нас.

Межпредметные параллели.

В XIX-XX веках в мировой поэзии активно освещалась тема человека и природы. Поэты-урбанисты предвещали тотальной машинизации жизни, которая вытеснит природу. Американец Уолт Уитмен в сборнике «Листья травы» прославлял красоту природы и величие жизни, защищал идею единства человека и техники. Англичанин Томас Стернз Элиот в поэме «Бесплодная земля» воспроизвел драматизм бытия природы, пессимистично предсказывается гибель всего живого. Рабиндранат Тагор, призывая чувствовать неизмеримый внешний мир, прежде всего природы, провозгласил лозунг: «Мы чувствуем себя самих». Индийский поэт показал, как тонко отражается природа в человеке, как человек воспринимает окружающую среду. Он создал лирику, исполненную гуманистической веры в счастливое будущее.

Интимная лирика Рыльского насыщенная культурологическими мотивам, через призму которых поетизуються красота, женщина, любовь - мечта: «Моей Элеоноре», «Эсмеральда», «Анхізівсин, вклонившися богини», «Сикстинская Мадонна», «Афродита Милосская». Шедевром любовной лирики является стихотворение «Яблоки поспели, яблоки красные!». В украинской мифологии яблоко символизирует расцвет и плодовитость, олицетворяет вечную молодость, долголетие, бессмертие. По древнегреческому мифу, завистливая богиня Эрида подбросила трем богиням золотое яблоко с надписью «Прекрасной». Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них должна принадлежать этот приз. их спор решил Парис, который присудил золотое яблоко богине любви и красоты Афродите. Яблоко стало символом любви и бракосочетания.