Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (1778-1843)

 

Писатель-сентименталіст. Собственным жизнью он канонизировал высокие моральные принципы: свободолюбие, твердость духа, достоинство, искренность, добролюбство, стремление мудрости, надежность, любовь к ближнего.

Г. Ф. Цветок родился 29 ноября 1778 г. в слободе Основа вблизи Харькова в дворянской семье (от названия слободы и происходит его псевдоним - Основьяненко). Сначала учился дома, а потом - в Куряжской монастырской школе.

В 1793 г. Григорий, как дворянин был зачислен на военную службу, через четыре года вышел в отставку в чине капитана.

В 1804 г. он стал послушником монастыря, а в следующем году вернулся на военную службу.

В 1806 г. будущий писатель подал в отставку, поселился в Харькове, стал комиссаром в народном ополчении.

В 1812 г. он работал директором Харьковского театра, основал Институт благородных девиц, впоследствии организовал, отредактировал и опубликовывал первые в Украине общественно-литературные журналы «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник». Собирал средства на открытие Харьковской публичной библиотеки.

В течение 1817-1828 гг. Г. Цветок четыре раза переизбирался Предводителем дворян Харьковского уезда.

С 1827 г. начал писать прозу и драматургию.

В 1837 г. вышла вторая книга «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком».

В 1840 г. Г. Ф. Цветок возглавил Харьковскую палату уголовного суда на должности надворного советника.

Писатель скончался 20 августа 1843 г. Похоронен в Харькове.

 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Через все творчество Квитки- Основьяненко (исключение составляют отдельные реалистические произведения второй половины 1830-40-х гг.) проходит просветительская мысль о том, что причиной общественных недостатков является невежество, недостаток воспитания.

Словарь

Собственно архаизмы - древние названия предметов И понятий, которые сейчас именуются Иначе, например: «Как теперь его вижу: в синий юпці, тяжинових широких штанах, каламайковим поясом пузо підперезано, а сверху китаева черкешенка...» (Г. Квитка-Основьяненко, «Салдацький патрет»).

Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил по себе значительное литературное наследие, написанное на русском и украинском языках: это комедии «Сватанье на Гончаровке», «Шельменко-денщик», «Шельменко - волостной писарь»; литературно-публицистические статьи «Суплика к господина іздателя», «Письмо к издателям «Русского вестника»; историко-художественный очерк «Головатый»; фельетон «Письма Фалалея Повинухина»; шуточные стихи «Шпильки»; романы «Пан Халявский», «Жизнь и похождения Петра Степанова, сына Столбикова», повести «Аннушка», «Панна сотниковна», «Конотопская ведьма», «Маруся», рассказы «Салдацький патрет», «Покупаемый разум», «Пархімове завтрак», «Перекати-поле», «Малороссийская быль» и др. Его наследие насчитывает около 80 прозаических и драматических произведений, правда не все они имеют одинаковую художественную ценность.

Писатель активно пропагандировал и, как сказал И. Срезневский, «внес в сознание интеллигенции идею образования всей массы народа». В художественных произведениях и публицистических статьях он последовательно проводил мнение об одаренности простого народа, пропагандировал идею предоставления образования простым людям.

Чуткий к назревших потребностей времени, Квитка-Основьяненко создал украинском языке повесть «Маруся» (1832), а также ряд повестей и рассказов, которые вышли двумя сборниками «Малороссийских повестей, рассказываемых Грыцьком Основьяненком». Тем самым он развязал комплекс назревших проблем литературной жизни, убедительно продемонстрировал высокие эстетические возможности русского литературного языка, ее пригодность для разработки серьезных тем в повествовательных жанрах, положил начало развитию новой украинской прозы, за что С. Ефремов назвал его «отцом украинской прозы». Появление повестей и рассказов Квитки - Основьяненко знаменовала новый важный этап не только в творчестве писателя, но и в целом в развитии украинской литературы, в формировании ее реализма и народности.

Прозаические произведения Квитки-Основьяненко на украинском языке делятся на две основные группы: бурлескно-реалистичные рассказы и повесть; сентиментально-реалистические повести. К первой группе принадлежат юмористические рассказы «Салдацький патрет», «Мертвецкая Пасха», «Вот тебе и сокровище», «Пархімове завтрак», «Підбрехач», а также юмористически- сатирическая повесть «Конотопская ведьма», которая является крупнейшим бурлескно-реалистическим произведением писателя.

Это прежде всего острая сатира на господствующую верхушку украинского общества XVIII в., характерные негативные черты которой воплощены в образах невежду, ничтожества и лодырь сотника Забрьохи, вредного и подлого мошенника и пьяницы писаря Пістряка, своевольного Халявського, отца Симеона, который, привыкший паразитировать на человеческом горе, проявляет недовольство тем, что уменьшилась смертность людей. Писатель показал типичные черты той казацкой старшины, значительная часть которой во времена упадка гетманщины и системы казацких полков XVIII в. выродилась в эксплуататорскую верхушку, раскрыл тогдашнюю уродство административных порядков, нарушение характерного для времен Запорожской Сечи и казацко-повстанческих движений принципа комплектования командного состава за личными способностями и боевыми заслугами, а не за знатностью происхождения.

Словарь

В поэтическом языке имеющиеся перенос и по контрасту. До таких художественных средств принадлежит ирония (греч. еіrвnеіа - лукавство, насмешка, притворство) - троп, который выражает насмешливо-критическое отношение художника к предмету изображения.

ЗАПОМНИ

В зависимости от типа эмоциональной определенности выделяют разные виды пафоса: трагический, драматический, героический, сентиментальный, романтический, лирический, сатирический, юмористический. Классическим образцом выражения героического пафоса могут быть «Илиада» Гомера, казацкие думы, трагическим пафосом пронизаны драматические произведения В. Шекспира «Гамлет», «Король Лир», сентиментальным - произведения «Маруся», «Сердешна Оксана» Г. Квитки-Основьяненко. Определенность эмоционального настроя, что лежит в основе того или иного типа пафоса, в свою очередь, дает определенность направления идейной оценки, поэтому интеллектуально-оценочному отношению писателя к изображаемому, что есть идеей произведения.

 

В «Конотопской ведьме» писатель заботился не столько о выразительность исторического колорита, сколько о создании социальной сатиры, направленной против характерных порождений тогдашнего несправедливого устройства. В возрожденном старшине он показывает современное ему украинское панство, образованное из прежней социальной верхушки путем накопление ею имений и получения от царского правительства дворянских привилегий.

Среди сентиментально-реалистических произведений Квитки-Основьяненко - повести «Маруся», «Козырь-девка», «Сердешна Оксана», «Искренняя любовь».

«Маруся». Центральным персонажем выступает деревенская девушка. Идейную основу повести «Маруся» (1832) представляет реальный жизненный конфликт социально-бытового содержания: на пути к бракосочетанию влюбленных стоит перспектива тяжелой двадцатипятилетней солдатской службы для жениха и нищей судьбе женщины-солдатки для невесты.

Наставления, полные иронии, дает мать Настя дочке: «А ты, дочка, мужику не спускай и ни в чем ему не уважай; когда глупый будет, и поедет в поле хлеба, а ты иди в кабак пропивай последний кусок; пей, гуляй, а он пусть голодает; да и печи никогда не хлопочи; пусть паутиной застелиться печь; вот вам и вся вещь».

Квитка-Основьяненко пытается облегченно решить этот конфликт, «находя» нереально благотворительного хозяина, который обещал герою повести Василию за честную одно-двухлетнюю работу найти ему за деньги замену при рекрутском наборе. Пока Василий зарабатывал деньги, Маруся простудилась и умерла. Вернувшись с заработков и не застав живой возлюбленной, Василий уходит в монастырь и там с горя умирает. Итак, сюжет повести - опоетизована история чистой и верной любви деревенской девушки Маруси и парня с городских ремесленников Василия; завершение сюжета трагическое.

Желая показать лучшие духовные черты украинского трудового народа и продемонстрировать высокую эстетическую способность украинского литературного языка на народной основе, Квитка-Основьяненко создает яркую картину жизни, быта, взаимоотношений душевно богатых простых людей. Главные персонажи олицетворяют идею о высокие моральные добродетели трудового народа; идя по традициям сентиментализма, писатель наделяет Марусю и Василия избыточным чувствительностью и душевной уязвимостью, вводит в повесть мотивы предсказания сердца, смерти с тоски по любимой. В изображении Марусиного отца, зажиточного крестьянина Наума Дрота, оказалось стремление Цветки показать жизнь крепостного в украшенном виде.

Василий, как и Маруся, изображен идеальным как внешне, так и внутренне. Он честный, скромный, искренний в чувствах, добрый, трудолюбивый, умный. А что уже остроумен: «на выдумки, на прокладки - впереди всех: только его и слышно, от него весь хохот идет». Однако лукавства в шутках Василия нет. И к танцам, и к разговорам, и к работе - ко всему он способен. Такого парня уважают взрослые (ибо и он их уважает), с таким хотят дружить молодые, такого подражают дети.

Василий - сирота, бедный, работает в городе свитником. Его воля и умственные способности оказались в том, что он быстро научился у купца грамоты. И натуре своей этот парень чрезвычайно чувствителен. Как увидел он Марусю под образами в гробу, «жалобно закричал, застонал, поблід как смерть и тут же и упал, как неживой...». Чрезмерная уязвимость мало не довела его до самоубийства, когда он узнал о смерти любимой.

 

Cловник

Сентиментализм (фр. -чувствительность) - литературное направление второй половины XVIII - начала XIX в., что характеризовался особым вниманием к духовному миру человека и отмечался Идеализацией действительности и преувеличением чувств. Сентименталісти считали своей задачей растрогать читателя, вызвать у него сочувствие к несчастной судьбе героев. Речь Василия перенасыщена ласкательными словами: «Марусенько, моя лебідочко, лапушка моя, рибочко, перепелочка!»

 

На образах Марии и Василия сказалось влияние сентиментализма.

В украинской литературе сентиментализм сочетался с реализмом в повестях Квитки-Основьяненко «Сердешная Оксана», «Искренняя любовь», «Маруся»; некоторые элементы сентиментализма находим в «Энеиде» и «Наталке Полтавке» Котляревского, в «Гайдамаках» Шевченко.

Особенностью языка повести «Маруся» есть растроганный тон рассказа о встрече влюбленных, развод, смерть Маруси, горе ее жениха и отца. Например: «Маруся Осталась сама, склонила головушку на белую ручку, а слезинки из глаз так и капотять!» Еще один пример: «Так - то они в последние времена разговаривали и оба плакали непрестанно! А как же пришло совсем прощаться, так что там было!.. Когда уже и старый Наум так и хлипа, как малый ребенок, а мать, глядя на слезы и тоску Марусю, вплоть слегла, так что о молодых и говорить!..»

Сентиментализм отверг и классицистические каноны композиции. Произведение строится теперь не по правилам строгой логичности и пропорциональности, а достаточно свободно. В произведениях сентименталістів распространены лирические отступления. Нередко отсутствуют в них классические пять элементов сюжета. Усиливается в сентименталізмі роль пейзажа, который выступает средством выражение переживаний и настроений персонажей. Пейзажи в основном сентименталістів деревенские, они изображают сельские кладбища, руины, живописные уголки, которые должны вызвать меланхоличные настроения.

Сентиментализм демократизував язык художественного произведения - она становится более понятной для широких слоев населения. Языковые средства сентименталістів должны вызывать умиление к изображаемому. Такую роль выполняют, например, ласкательно-уменьшительные слова в повести Г. Цветки- Основьяненко «Маруся».

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Пан и Собака», цикл баек-анекдотов «Дурак и Умный», «Интересный и Молчун», «Врач и Здоровье», баллады «Твардовский» и «Рыбалка».