Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Котляревский Иван Петрович (1769-1838)

 

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Энеида», «Наталка Полтавка», «Москаль - волшебник», ода «Песня на новый 1805 год господину нашему и отцу Алексею Борисовичу Куракину», «Оды Сафо».

 

Родился И. П. Котляревский 9 сентября 1769 г. в Полтаве, в семье мелкого чиновника. Впоследствии Котляревскому было «пожаловано» дворянское звание. С 1780 г. маленький Иван начал учиться в Полтавской духовной семинарии. Особенно старательно и упорно постигал парень гуманитарные дисциплины: пиитику, риторику, философию, латинский, греческий, французский и немецкий языки. С интересом знакомится с античной литературой, переводит Горация, Овидия, Вергилия.

В 1789 p., после смерти отца, двадцатилетним юношей он на последнем году обучения оставляет семинарию и начинает служить чиновником в полтавских канцеляриях, а затем учительствует в помещичьих семьях. Именно во время сестер, с 1794 p., и начинается творческая работа писателя над знаменитой «Энеидой».

Само название «классицисты» появилась только в 30-х годах XX в. в отечественном литературоведении. В XIX ст. представителей этого литературного направления называли классиками (название возникло в французском литературоведении), а нередко - псевдокласиками: этот последний выражение был распространен в XIX - начале XX вв. Дело в том, что романтики, а впоследствии и представители других течений, которые полемизировали с класицистами, признавали «классическими» лишь произведения древних греков и римлян. Искусство же своих оппонентов они рассматривали как псевдокласичне, желая подчеркнуть неудачность, несуразность, маловартісність этого течения. Расцвет классицистической литературы приходится на XVII в., когда настоящим центром направления становится Франция. К французских класицистів принадлежали Лафонтен, Буало, Корнель, Расин, Мольер и др. Классицизм распространился и в литературах Германии (Шиллер, Гете), Англии, Италии. В XVIII в. зарождается российский классицизм (Г. Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин, Д. Фонвизин). В конце XVIII - начале XIX в. возникает классицизм в украинской литературе (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко, Г. Квитка - Основьяненко).

СЛОВАРЬ

Классицизм (от лат. - образцовый, совершенный) - литературное направление, возникшее в XVII в. во Франции и распространившийся в литературах Европы. Класицистами называют художников, в творчестве которых царит культ классиков (прежде всего - античных писателей) и ума, а все направление связано со строгой нормативностью и регламентацией.

 

В течение 1794-1796 гг. И. Котляревский работает над первыми тремя частями поэмы «Энеида». С 1796 по 1808 гг. И. Котляревский находится на военной службе.

Сначала И. Котляревский не имел намерения публиковать поэму, она распространялась среди читателей в рукописных копиях, но в 1798 г. ее издал в Петербурге один из любителей украинского слова, конотопский помещик Максим Пурпура. 1808 г. книгоиздатель И. Глазунов повторил издание. Эти публикации делались без ведома и согласия автора, поэтому вышли из значительными огрехами, которые не могли удовлетворить автора.

С 1810 г. и до конца своей жизни И. П. Котляревский живет в Полтаве, работая надзирателем Дома для воспитания детей бедных дворян - учебно-воспитательного заведения, в котором преподавание осуществлялось по программе гимназии. С 1827 г. - попечитель богоугодных заведений Полтавы. На этом ответственном поприще И. Котляревский зарекомендовал себя как талантливый педагог и организатор образовательного процесса.

В 1818 г. Котляревского назначают директором Полтавского театра. С целью обогащения репертуара он создает драму «Наталка Полтавка» и водевиль «Москаль-волшебник», которые с успехом были поставлены в 1819 г. Так на полтавской сцене, на основе новой украинской драматургии зарождался национальный профессиональный театр. Благодаря И. Котляревскому было выпущено из крепостничества М. Щепкина, который впоследствии успешно выступал в пьесах своего покровителя. В 1821 г. поэт заканчивает писать поэму, последнюю часть «Энеиды», но увидеть полное издание ему не суждено. Оно вышло в свет в 1842 p., уже после смерти автора.

Украинский классицизм не имел ни политических, ни общекультурных условий для своего развития. Он охватил ограниченное количество жанров, главным образом те, что считались в теории классицизма низким, а то и вообще недопустимыми, в частности бурлеск. Шедевром украинского классицизма становится героико-комическая поэма Ивана Котляревского «Энеида» - произведение бурлескный и травестійний. Распространяется также травестийная ога (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский) и байка (П. Белецкий - Носенко, П. Писаревский, С. Рудиковський). «Низкие» классицистические жанры превалируют и в драматургии («Москаль-волшебник» и «Наталка Полтавка» И. Котляревского, «Сватанье на Гончаровке» и «Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко). В наследии Г. Квитки-Основьяненко развивается нетипичная для литературы классицизма проза.

В 1835 г. по состоянию здоровья И. Котляревский выходит в отставку, но не порывает с культурной жизнью того времени. Смерть великого художника наступила 10 ноября 1838 г.

«Энеида». В «Энеиде» с позиций «мужичої колючей правды» осужден жестокость господ, паразитизм и безнравственность, взяточничество и лицемерие чиновников. Затхлости жизни в Российской империи Котляревский противопоставил свободолюбивых и независимых, веселых и буйных троянцев-запорожцев. Поэт воспел их высокие моральные качества: пламенную любовь к родной земле и готовность идти ради нее на самопожертвование, трудолюбие и ум, честность и благородство. Такой народ в будущем сам будет решать свою судьбу. Самим фактом своего появления «Энеида» развязала споры: самобытный украинский народ или нет?

 

Словарь

Историзмы - слова, обозначающие предметы И понятия, которые исчезли, вышли из употребления.

Словарь

Вульгаризмы (лат. vulgaris - грубый, простой) - бранные, грубые слова, введенные в произведение с определенной художественной целью.

СЛОВАРЬ

Макаронічна речь (от лат. maccheroni - макароны) - речь, пересыпанным иноязычными словами (варваризмами) или словами, переінакшеними вроде иноязычных.

ЗАПОМНИ

Прорабатывая сюжет своего произведения, И. Котляревский взял из поэмы Вергилия только основную сюжетную линию и имена главных героев. Основным источником вдохновения и поэтической материи служила для художника тогдашняя действительность.

 

В поэме «Энеида» И. Котляревского имеют место многочисленные историзмы, например:

Дали им в сотники господ.

Дали значки им с коругвою,

Бунчук и бубны с булавой,

Копий, мушкетов, палашів...

Также, иронизируя, изображает царицу Дідону; во время бегства Энея эта «умная дама» в своей речи использует многочисленные вульгаризмы:

Плохой, мерзкий, скверный, гадкий,

Никчемный, ланець, кателик!

Повеса, пакосний, престидкий,

Негодный, вор, еретик!

Чрезмерное употребление в художественной речи варваризмів или слов, которые являются словесными покручами, представляет собой явление макаронического языка.

В поэме «Энеида» И. Котляревский, высмеивая схоластическую науку в тогдашней школе и доминирующее положение в ней латинского языка, в языке Енеєвих посланцев к царю Латина использует латинізми или искаженные «на латинский манер» украинские слова:

Енеус, ностєр магнус панус

И славный троянорум князь,

Шмигляв по морю, как циганус,

Ад то, а рекс! прислал нунк нас.

Идея произведения Котляревского заимствована из одноименного произведения античного писателя Вергилия.

Вергилий писал произведение «Энеида» в тот время, когда в Римском государстве вместо республики постепенно и полно утвердилась империя. Неограниченная власть сосредотачивалась в одних руках Октавиана. Будучи вдохновенным сторонником такой формы управления и самого императора, поэт изображает власть чуть ли не как милость, освященное высшими силами, а самого Октавиана Августа - полубогом, выводя его род от мифического сына троянского царя Анхіса и богини любви Венеры - Энея, который, по легенде, якобы после разрушение греками Трои отправился к берегам Италии и основал город Рим.

Уже современниками «Энеида» воспринималась как своеобразная хрестоматия народной жизни, панорама быта и нравов.

За несколько грубовато упрощенным подходом кроется могучая идея обновления. Украинские типы, реалии быта, неожиданные ситуативные ходы и позиции писатель передавал и воспроизводил с предельной искренностью и выразительностью. Щедрый юмор лишь дополнял образную завершенность героев поэмы. По мифологическим ширмой четко проступают очертания тогдашнего общества, полного несправедливостями жизни. Национальная же особенность характера украинского народа - непреодолимая свободолюбие, что способна стереть все препятствия на своем пути. Этой светлой идеей проникнуты всю художественную структуру «Энеиды».

«Наталка Полтавка». Основной мотив пьесы «Наталка Полтавчанка»- разлука девушки с любимым-бедняком и брак с постылым богачом - характерный для многих тогдашних европейских мелодрам.

Действие произведения происходит в одном полтавском селе. Завязка сюжета - встреча Наташи с возним, который предлагает ей выйти за него замуж. Наташа, которая давно любит парня Петра, отвечает: «Вы господин, а я сирота; вы богатый, а я бедная; вы возный, а я простого рода» и заканчивает народным пословицам: «Знайся конь с конем, а вол с волом», намекая на их сословное неравенство. Сватовство возного она не считает для себя честью. С развитием действия богатом возному помогает состоятельный выборный Макогоненко, а бедному Петру - бурлака Николай. Старшина села уговаривает Наташу согласиться на брак с господином возним и действует через мать, а второй посредник, Николай, устраивает свидание Наташи с Петром, который возвращается с заработков, куда погнали его злая судьба и Наташин отец, что не согласился отдать дочь за батрака. Да и старая Терпилиха мечтает о богатом зяте. Итак, на пути к счастью влюбленных - имущественное неравенство.

Конфликт пьесы достигает кульминации, когда Наташа категорически отказывается стать женой возного. К развязке действие приближает Петр, который советует Наташе покориться матери и предлагает любимой все заработанные им деньги. Растроганный таким актом самопожертвования, пристав отказывается Наташи на пользу благородного парня.

В поэтической речи могут быть имеющиеся жаргонизмы.

Мещанский жаргон применяют носители обычной разговорной речи через свою необразованность, малокультурність. Например, носителем такого типа жаргона является возный, персонаж пьесы «Наталка Полтавка» И. Котляревского, который хочет порисоваться перед девушкой своей образованностью: «Могу ли - это-то как его - без отстрочек, без волокиты, пропорол и убитков получить во вічноє и потомственноє владініє тебя - движимоє и недвижимоє іменіє для души моей - с правом владіти тобой спокойно, безпрекословно и по своей воле - распоряжаться?».

ЗАПОМНИ

Изображения бытовых противоречий украинского села, социального неравенства и бесправия трудящихся, показ жизни крестьян, бурлаков, чиновников, воспроизведение обычаев, песен - такая тематика «Наталки Полтавки».

СЛОВАРЬ

Жаргонизмы (фр.jargon - от галло-романского - болтовня) - слова условной языка, которые чаще всего употребляют только представители определенных слоев населения. Разновидности жаргонизмов: мещанский жаргон, професіоналізми, арготизмы.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Маруся», «Сердешна Оксана», «Искренняя любовь», «Козырь-девка», «Сал - дацкий патрет», «Пархимове завтрак», «Конотопская ведьма», «Сватовство на Гончая ровцы».

ЗАПОМНИ

Первая книга «Малороссийских повестей, рассказываемьх Грыцьком Основьяненком» («Маруся», «Салдацький патрет» «Мертвецкая Пасха») вышла в 1834 г.