Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ

Развенчание романтики большевистской революции в произведении «Я (Романтика)»

IV вариант

Неужели это было так?

А может, это призрак?

Не знаю! Не скажу!

И пахнет сорняками,

а может, и тимьяном...

а по ярках - огне!

...огне...

...огне...

М. Волновой

Октябрьская революция... Сколько надежд, сколько стремлений, сколько таинственных желаний о «тихие озера загірної коммуны», сколько романтической веры в торжество революционных идеалов! Это было начало нового этапа активных общественных действий, кипучей творческой энергии, мощной волны в развитии человеческих, общественных и национальных взаимоотношений... Но растущая волна гражданской войны, к сожалению, поглощает романтику большевистской революции, оставляя кровопролитие, братоубийство, непрерывные смены власти, репрессии, распространение недоверия и подозрения в обществе.

Конечно, в такой сложный исторический период бурных перемен нелегко оставаться человеком. Нелегко было и Николаю Волновом, который фанатично верил в революцию, в ее идеалы, а потом увидел, что эти идеалы униженные, преданные. Он не порывал с большевистской партией, не отрекся от революционных идеалов, но не мог дальше закрывать глаза на то, что творилось в стране от имени партии. Не хотел, не мог раздваиваться, но встал перед проблемой выбора: «Я - чекист, но я и человек». В этом трагическом афоризме - суть тех противоречий, что терзали душу писателя. Тех противоречий, которые не дают покоя и главному герою новеллы «Я (Романтика)», который попадает в расставленную искаженными революционными идеями ловушку.

«Бредут народы и века, и само время», меняются эпохи, на смену одним поколениям приходят другие, а человек всегда стоит перед проблемой выбора, борется со своим «хозяином» - зверским инстинктом - за право называться человеком. За это право борется и главковерх черного трибунала коммуны. Он служит благородному делу и высокой идее: его зовет загорная коммуна - страна счастья и благодати для всех голодных, жаждущих и обворованных духом, зовет именно бессмертие. Это - в мечты. Однако на самом деле герой уходит в никуда, останавливается в полной безысходности. Почему? Кто виноват в том страшном преступлении, которое совершает герой? Не задумываясь, можно дать ответ - гражданская война. Потому что она, как и каждая война, противоречит самой природе человека с его извечными стремлениями добра, красоты, ибо несет кровь, страдания, смерть.

...Шесть на моей совести?

Нет, это неправда. Шесть сотен,

шесть тысяч, шесть миллионов -

тьма на моей совести!

Так, он інсургент, его обязанность - вершить революционный суд. Тот, кто против коммуны, должен погибнуть, потому коммуну окружают кушетке, поэтому не может в его душе поселиться сочувствие, сомнение «мятущегося» сына матери Марии. Марии, которая предчувствует грозу и раскол внутреннего «я» настоящего коммунара, которая предстанет перед ним, юным фанатиком коммуны, в образе милосердной матери, которая умеет прощать своим сыновьям раздвоение души. «Неужели я, солдат революции, промахнусь в этот ответственный момент? Неужели я покину чаты и позорно предам коммуну?» Нет, потому что на чатах сторож его души - «верный пес революции» - Дегенерат. Не случайно М. Волновой наделяет этого героя таким именем, потому что война калечила человеческие души, превращала человека в зомби. В тяжелое время испытаний выплывала вся скудность, низість человеческая, которая, кроме страшного «расстрелять», ничего другого не знала. Такой по своей природе и доктор Тагабат, который расстреливает безвинных людей, наносит им страшных пыток под свое азиатское «ала-ла-ла». Возможно, в этих нечеловеческих условиях более человечным остается Андрюша, который пытается вырваться из страшного окружения, хочет уйти на фронт. Это он делает попытку отпустить мать главковерха, это он при массовых расстрелах еще бледнеет, испуганно смотрит, пытается как-либо изменить приговор. Но и у него, как и во многих других коммунаров, был свой сторож - страх оказаться на месте версальців. Все они руководствовались зверским инстинктом, как и главковерх черного трибунала, все находились в животном экстазе, когда совершали убийства. Жестокая тезис юного фанатика коммуны: «Будут сотни расстрелов» во имя приближения «загірної коммуны» окажется пророческой.

Как же так могло случиться, что и святая цель, ради которой проливалась кровь, творилось насилие, начинает тускнеть, набухать кровью невинных, почему так случилось, что мать вынуждена прислонять к угасающего сердца своего блудного сына, который запутался на трагических дорогах революции, иссяк морально, отчаялся и в отчаянии поднимает руку на нее? К сожалению, революционное «я» побеждает человеческое. Если задуматься, то как это страшно: убивать людей во имя лучшего будущего - за светлое завтра. Какое же оно «светлое», если все в крови? Герой, убивает мать, обречен на гибель. А в бездне тихо умирал месяц, «с запада надвигались облака», которые, кажется, пытались скрыть «тихие озера загірної коммуны».

Так, не существует человека без сомнений и колебаний. Однако есть вещи, которые не выбирают. Человек, которая променяла истинные ценности на фальшивые, обречена на забвение, такой человек лишается человеческой морали и даже того человеческого инстинкта, который определяет ее сущность, - уважать мать и отца своих.