11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Развенчание романтики большевистской революции в произведении «Я (Романтика)»
II вариант
Нелегкой была судьба выдающегося украинского писателя Николая Хвылевого. Этот человек принял революцию, была рядом с большевиками в страшные для них годы, но со временем пришло прозрение - как будто исчезла с глаз пелена. Должны ли мы ради никчемных принципов приносить в жертву своих близких людей, которые безгранично нам доверяют и пытаются дать нам понять всю недалекость того, что происходит? На этот вопрос и пытается ответить Николай Хвылевой в своей новелле «Я (Романтика)».
Кто такой командир? Это человек, которому должны подчиняться все подчиненные. Это человек, которая должна быть уверенной в своих поступках. Это человек, который не должна сомневаться в принципах, которые диктует время. А если командиром является чекист, то здесь совсем не должно быть никаких противоречий, споров и колебаний, потому что чекист - это «бандит - за другой терминологией, інсургент - за второй».
Романтические вихре революции и гражданской войны делают из каждого человека «командира», который не способен ничего делать, кроме того, что расстреливать ни в чем не повинных людей. Иногда берет за сердце командира отчаяние, потому что он понимает, что не должен так себя вести, это просто звериные инстинкты, но
выхода нет, потому что рядом сидит, шкірячись от удовольствия, «доктор с широким лбом и белой лысиной, с холодным умом и с камнем вместо сердца», а в дверях стоит «верный страж с дегенеративной зданием черепа», который, кажется, был когда-то преступником. Командира окружают именно такие люди - с каменными сердцами и всеми признаками дегенератов. Только Андрюша пытается протестовать против произвола и расстрелов, но это оказывается бесполезным делом. Ведь что может сделать один-единственный человек против скопища тупых, инертных и равнодушных людей - верных сторонников революции? Не про эту романтику мечтал главный герой новеллы - романтику расстрелов и убийств?
И еще не все застыло в его сердце, еще иногда к нему может достучаться образ его матери, который ассоциируется в душе командира с образом Марии. Когда он видит его перед своими глазами, словно что-то человеческое отзывается в его сердце. К сожалению, это совсем ненадолго. И снова следуют один за одним расстрелы, когда убивают совершенно невинных людей, когда убивают женщин и даже детей. Однажды по приказу командира было расстреляно шесть человек. Мысль об этом почему-то больно донимает герою. Он говорит:
Шесть на моей совести:
Нет, это неправда. Шесть сотен,
шесть тысяч, шесть миллионов -
тьма на моей совести!!
Он еще понимает, что что-то делает неправильно, что убивать людей не значит быть «настоящим» комунаром. А рядом с сыном находится мать Мария, которая все время умоляет его остановиться. Командир начинает понимать, что мать - часть его души, часть его «собственного преступного «я». Но ему с каждым днем все чаще становится стыдно за свои мысли, потому что его манит к себе «волшебное» будущее, отстроенное на крови и смерти.
Больно читать про все злодейства, которые оказывают командиры, подобные героя новеллы. Пьянка и расстрелы - ничего больше не волнует таких людей. Исчезают годами приобретенные моральные ценности, исчезает человечность, остаются только звериные инстинкты. Тогда разве такие люди являются людьми? Имеют ли они право распоряжаться судьбой себе подобных, когда у них вместо сердца уже не маленькие камни, а большие каменюки? Неужели это и есть поразительная романтика революции, когда человек человеку зверь, когда у сына может подняться рука на родную мать? Кажется, так.
Командир все-таки ведет свою мать на расстрел. Это была дикость и одновременно «единственная дорога к загірних озер неизвестной прекрасной коммуны». То зачем нужна такая коммуна, где сын смеет укоротить жизнь собственной матери? Что уж говорить о знакомых, других близких людей! Всех сметает с лица земли страшная правда революции, которая идет прямо по трупам. Идет куда-то, в неведомые дали, туда, где «в далекой неизвестности неизвестно горели тихие озера загірної коммуны».
Тяжелое впечатление производит новелла Николая Хвылевого «Я (Романтика)». Я считаю, ничем невозможно оправдать убийство родной матери, никакими светлыми идеями, тем более такими абсурдными и невыполнимыми. Революция сама себя разоблачила, показав свое истинное лицо зверя в человеческой маске. Итак, по моему мнению, нет никакой романтики в том, что делали каждый день, прикрываясь именем революции, такие страшные люди, как командир, доктор Тагабатта страж-дегенерат. Нет им оправдания, как нет оправдания никому неизвестным идеям неизвестной революции.