Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ

Развенчание романтики большевистской революции в произведении «Я (Романтика)»

И вариант

Революция стала обратной вехой, изменившей жизнь людей, сломала существующее ощущение мира, его целостности. Тот, кто недавно не имел ничего, вдруг почувствовал себя хозяином жизни, способным даже перевернуть мир. Все перевернулось вверх ногами, и отныне стали господствовать беднейшие слои. Романтика!.. Невежественные, когда запуганные, а теперь ошалевшие от свободы, бедняки пытались не выпустить из рук своего, осуществить свои самые сокровенные желания, даже ценой человеческой жизни. О эти непростые страницы нашей истории и рассказывает Николай Хвылевой в своей новелле «Я (Романтика)».

Пришло время, когда человеческие чувства стали подчиняться велению комунарських приказов и идей. Во главе большевистских отрядов и чекистских комитетов появились новые командиры; лечат их новые доктора; оберегают их покой новые стражи. И все бы было ничего, но те командиры мечтают о чем-то неведомом и невыполнимая; те врачи имеют холодный ум и камень вместо сердца; те часовые имеют дегенеративну здание черепа и такой же дегенеративный склад ума. Они только пьянствуют, подписывают постановления на расстрел и выполняют их, не задумываясь над последствиями.

Хотя не все еще потеряно. В душе командира временем происходит невидимая борьба: совесть иногда пытается тревожить пока еще живую душу, любящий образ матери Марии пока еще верит в возвращение блудного сына на путь истины. Герой утверждает: «Я - чекист, но я и человек». Только жаль, что с каждым днем он об этом забывает и, прикрываясь коммунистическими лозунгами, убивает, убивает и снова убивает безвинных людей. Возможно, этому превращению человека в хищника помогают и дегенеративный страж, и знаменитый доктор Тагабат, которым безразлично к человеческой жизни и вообще всего человеческого. Командир неожиданно для себя делает вывод, что этот доктор «...и мой безысходный хозяин, мой звериный инстинкт. И я, главковерх черного трибунала коммуны - ничтожество в его руках, которая отдалась на волю хищной стихии». Стихия большевистской революции относит все дальше и дальше от настоящей жизни, от человечности, от любви к ближнему. Это стихия палачей, в которой они чувствуют себя очень хорошо, ведь везде только кровь и смерть. И выхода из этого нет. Романтика революции превратилась в «романтику» ужасов.

Командир делает вывод, что правда на стороне доктора и стража, ведь изменить ничего нельзя. А он так старается быть похожим на «настоящего» коммунара. Поэтому и соглашается поставить подпись под постановлением на расстрел собственной матери. Хотя ему очень трудно, хотя сердце разрывается на куски, однако же нельзя никому показать, как «раскололось мое собственное «я».

Бой шел рядом с поместьем. Нужно было любой ценой уничтожить последних заложников, среди которых была мать командира. Когда герой смотрит в глаза матери, сердце выскакивает из груди. И когда он встречается с глазами доктора, в его душе что-то переворачивается. Командир чувствует себя опустошенным.

Идет колонна заложников, которых ведут в последний путь. Среди них мать командира. А он идет рядом, хотя и сам не может поверить, что ведет собственную мать на расстрел. Для него это была дикость и одновременно «единственная дорога к загірних озер неизвестной прекрасной коммуны». Трудно в это поверить, но командир сам убивает собственную мать: «Затем подвел маузера и нажал спуск на висок». Старой женщины, матери Марии не стало. Только ощущение забытости и страшной боли, будто ты переступил некую черту, за которой человек теряет все человеческое. Возможно, поэтому часто чекистов называли извергами, способными на любую подлость. Увы, скорее это было правилом, чем исключением.

Николай Хвылевой, который был революционером, сумел увидеть, как изменились чекистские идеалы, и отошел от них. Он увидел, что, идя к неизвестному будущему, когда чуткие и добрые люди теряют эти свои качества, превращаясь в каких-то нелюдей. Его очень поразила эта «романтика» преобразования. Я думаю, что в любых обстоятельствах не надо забывать о том, что ты, прежде всего, Человек, а не только коммунар. Не надо уподобляться каменных врачей и дегенеративных стражей. И как бы не звал прекрасное будущее, как бы не «неизвестно горели тихие озера загірної коммуны», расстреливать людей - это последнее дело. Особенно родную мать.