ДУХНОВИЧ АЛЕКСАНДР (24.04.1803, с. Тополь, теперь Гумєнського округа, Словакия - 30.03.1865, м. Прешов, Словакия) - писатель, педагог, журналист, издатель, культурно-общественный деятель, просветитель.
Окончил Ужгородскую гимназию (1821) и богословскую семинарию (1827). Работал архивариусом, нотариусом при канцеляриях Пряшевскую и Мукачевской епархий. С 1844 г. - каноник Пряшевскую епархию. В 1847 - 1848 гг. - депутат Венгерского сейма, заседавшего в Братиславе. До революции 1848 г. отнесся равнодушно, потому что считал, что она не принесет закарпатским украинцам национального освобождения. Был заключен 1849 г. за издание букваря «Книжиця читальная для начинающих» (1847) народным языком. О. Духнович принадлежал к так называемым будителей, отстаивал идею единения закарпатских украинцев со всем украинским народом, дружбу славянских народов. В политическом и культурном вопросах стоял на позициях «москвофильства», частично «народовства» и славянофильства. Вот почему И. Франко характеризовал его как «человека без сомнения доброй воли и немалых способностей, но невличимо запутанную в языковые и политические доктрины».
1850 г. организовал литературное общество «Литературная союз Пряшевская», издавал альманах «Поздравление русинов» (1850 - 1854, 1857). Основал просветительское общество «Союз св. Иоанна Крестителя» (1862), которое финансово помогало украинцам из бедных семей получить образование. Упорядочивал и выдавал для народа хозяйственно-бытовые календари (1854, 1857). Он создал учебники «Краткий землепис (география) для молодых русинов» (1851), «Сокращенная грамматика письменного русского языка» (1858), «Народная педагогии в пользу училищ и учителей сельских» (1857), исторические труды «История Пряшевскую епархию» (1846), «О народах крайнянских или карпаторосах угорских» (1848), «Істинная история карпаторосов, или угорских русинов» (1853), печатал статьи по фольклору и этнографии. Собранные им песни опубликовал Я. Головацкий в сборнике «Народные песни Галицкой и Угорской Руси» (Москва, 1878). О. Духнович является автором философских трактатов «Естественно-духовные рассуждения», «Дело вот безделия Александра Духновича» (1859).
Литературное творчество начал в 1823 - 1827 гг. на латинском и венгерском языках. Ориентируясь на произведения М. Ломоносова, Г. Державша, написал «язычием» оду в честь победы России в войне с Турцией «Стихи на взятие Варны» (1829). Тематика его лирики очень широкая. Он любовно изобразил Закарпатья в образе заключенной сестры, оторванной от матери - Украины («Сирота в заточении»). Идеализировал тихую, мирную жизнь крестьянина на лоне великолепной природы, создал пасторальную лирику («Довольствие»), нарушал морально-этические проблемы счастья и горя человека, жизни и смерти, добродетели и бесчестье («Счастье жизни»), прославлял любовь как прекрасное и благородное человеческое чувство («Песня к любезній», «Одиночество», «Конец»), разрабатывал тему самоотверженного служения народу, воспитание у детей любви к труду («О делах детей», «О будущей судьбе детей»). Популярным был его стихотворение «Про школьные радости», что вошел в «Книжицу читальный» (1847) и стал народной песней. Поэт выражал сочувствие обездоленным украинцам Закарпатья, угнетенным венгерским барином («Убогий», «Что бывало - есть и ныне»). Ряд произведений имеют сатирическое направление («В придворной жизни», «Лягушка»), в них высмеиваются дерзкие и надменные венгерские чиновники. «Басня противо стыдящихся своей народности» гневно развенчивала оборотней, ренегатов, которые, заботясь о чины, сторонились родного языка и народа. Поэт обращался к разным жанрам: песни, баллады, эпитафии, элегии, мнения, байки, романса, загадки, медитации, логогрифа. Лучшими являются стихи, написанные народным языком: «Вручаніє (Я русин был, есмь и буду)», «Песнь простонародная», «Голос радости», «Возвоєніє (Что прошло, погибло)», «Последняя моя песнь» и др.
О. Духнович :- зачинатель драматических произведений в литературе Закарпатья. Драма «Добродітель превишаєт богатство» (1850), написанная по канонам классицизма в его западноукраинском варианте, утверждала народные высоконравственные принципы жизни, предпочтение трудолюбия над бездельем, что ведет к паразитизму и преступлений. Комедия «Главный тарабанщик» (1863) строится на острой интриге и высмеивает чванливость привилегированного слоя. Создал ряд рассказов и повестей («Память Щавника», «Женская ярость»). «Повесть о Ломоносове» (1848) имеет дидактический смысл. В сентиментальной повести «Милен и Любиця» (1851) показал духовное богатство простых людей, обрисовал идеальных влюбленных героев, которые, преодолевая жизненные препятствия, борются за личное счастье. Произведение пересыпан богатым фольклорным и этнографическим материалом и является первым образцом сентиментального жанра в закарпатской прозе. По суги, А. Духнович начал на Закарпатье новую украинскую литературу.
Лит.: Микитась В. Л. О. В. Духнович. Ужгород, 1959; Ричалка М. О. В. Духнович - педагог и образовательный деятель. Прешов, 1959; Литературное и педагогическое наследие А. Духновича. Ужгород, 1965; Машталер А. В. Педагогическая и образовательная деятельность О. В. Духновича. К., 1966; Фединишинець В. Человек доброй воли // Октябрь. 1983. № 4.
М. Ткачук