Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

РАССКАЗЫ

 

ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

 

Урок 103. УВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ «КАКИЕ ОНИ БЕДНЫЕ»

 

Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством В. Сухомлинского; формировать навыки вдумчивого выразительного чтения; развивать мышление, речь, внимательность; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над чистомовкою

С-с-с - барсучок в нору залез.

Ди-Ди-ди - наступили холода.

Ить-ить-ить - барсучок здесь вкусно спит

Ны-ны-ны - вплоть до самой весны.

Ри-ри-ри - весной он вылез из норы!

2. Читайте названия деревьев!

Рюкзак, дуб, краб, моряк, сосна, стена, казак, смерека, метро, елка, шутка, калина, тополь, береза, корова.

3. Читайте быстро, четко!

сік сік сік сік

год год год рак

лед лес нос печь

жук бук бык бак

4. Добавьте слово. Прочитайте стихотворение. Помните о рим!

Под горой хвойный... (лес),

За горой хищный... (лис).

Покрыта травами... (гора),

Сбоку - лисья... (нора).

В ней хитрюга неспроста

От собак хова... (хвоста):

Как наведался в... (курятник),

То сразу же петух... (исчез).

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Конкурс на лучший перевод рассказа.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Василия Сухомлинского - известного педагога, писателя.

- Прочитайте, что о нем пишет Дмитрий Чередниченко.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Биографическая справка (см. приложение на с. 103)

2. Проработка рассказ В. Сухомлинского «Какие они бедные» (с. 117-118)

1) Выразительное чтение рассказа учителем.

- Какие картины вы представляли, слушая рассказ?

2) Словарная работа.

Зарница небосвод

Высь прикасаясь

Крылышками понеслась

Занялась жаворонковую

Чтение столбиков слов «эхом» за учителем, скороговоркой в парах.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видимо, ключик потерял.

А чтобы ключик отыскать,

Надо нам на цыпочках стать.

3) Выразительное чтение текста учащимися.

4) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.

- Прочитайте описание утра. Каким было небо, небосвод, звезды?

- Найдите в тексте слова, употребленные вместо слова жаворонок.

- Почему сначала писатель сравнивает птичку с серым комочком, а потом - с огоньком?

- Прочитайте предложение с выделенным высказыванием. В момент жаворонок взлетел в высь?

- Прочитайте описание пения жаворонка. Старайтесь с помощью интонации передать красоту услышанного героями.

- Как вы понимаете выражения: рассыпает над степью музыку; затаил дыхание?

- Прочитайте рассказ, опустив описание жайворонкової песни. Что изменилось?

- С какой целью автор ввел это описание в текст?

- Объясните смысл заголовка. Какова основная мысль рассказа?

5) Работа в паре.

- Прочитать разговор сына с отцом в лицах, стараясь передать их чувства.

6) Чтение описания жайворонкової песни (за Панасом Мирным, с. 718).

Слушание аудио записи песни жаворонка.

- С чем Панас Мирный сравнивает жаворонковую песню?

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Какой рассказ читали на сегодняшнем уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Что нового узнали о творчестве В. Сухомлинского?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть описание пения жаворонка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 103

Биографическая справка

- Василий Александрович Сухомлинский - выдающийся украинский педагог, писатель и публицист.

Родился Василий 28 сентября 1918 в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области (на то время - Васильевская волость Александрийского уезда Херсонской губернии) в небогатой крестьянской семье.

Отец его, Александр Емельянович, работал по найму как плотник и столяр. Мать - Оксана Юдівна - вела домашнее хозяйство, ткала полотно, красила его и шила одежду не только для своей семьи, но и односельчанам. Красиво вышивала. Много внимания уделяла воспитанию детей: Ивана, Василия, Сергея, Мелании. Учила добру, честности, человечности. Долгими зимними вечерами за пряжей или шитьем рассказывала детям сказки, интересные истории, читала книжки.

Позже Василий Александрович писал: «Я не чувствовал бы всей красоты летнего рассвета в деревне, если бы в далеком детстве меня не впечатлили до глубины души прочитанные матерью слова Шевченко “Тихонечко дует ветер, степи, поля мечтают, между оврагами, над прудами ивы зеленеют...”».

Брат Василия Александровича Сергей вспоминает: «Отец и мать наши были от природы народными педагогами... В семье всегда было взаимное доверие, уважение к старшим, труд... Я никогда не видел, чтобы родители тратили время, помню их всегда в работе». И детей они привлекали к труду, учили старательности и добросовестности.

В 1926-1933 гг. В. О. Сухомлинский учился в Васильевской семилетней школе, где был одним из лучших учеников. Учился хорошо, старательно, любил читать, хорошо рисовал. Чтобы собрать деньги на книги, краски, тетради, вместе со сверстниками и братьями ходил на Новый год посевать и щедровать, а летом работал в колхозе. В детском саду, который действовал в колхозе в период летних каникул, ему поручали быть помощником воспитателя. Он ухаживал малышей, рассказывал им сказки, читал книги, проводил веселые игры. Поэтому и выбор профессии был не случаен.