II семестр
РАССКАЗЫ
ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
Урок 104. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. «МАМА ДОРОГАЯ, ДОБРАЯ, МИЛАЯ...»
Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; расширить и углубить знания учащихся о значении матери в жизни человека; формировать у детей культуру чувств; воспитывать уважительное отношение к матери.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Жил жучок
Между сорняками,
Жил без папы и без мамы.
Жил и жил,
И не тужил,
Желтыми листьями Шевелил.
Г. Чубач
2. Игра «Добавлянка»
Среди леса, где пеньочок,
Из земли растет... (грибочек).
Имеют деток все зверята.
У птичек тоже есть малыши!
В отгадки будем играть
И называть животных.
У медведей... (медвежата).
А у белок... (бельчата).
В утки семеро... (утят).
А у курицы семь... (цыплят).
В мышек детки... (мышата).
А у птичек... (птенцы).
В коровки... (теленок).
А у лошади... (жеребенок).
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Кто вас, дети, искренне любит,
Кто вас нежно так ласкает,
Кто кладет в постель спать? (Мать)
- Сегодняшний урок мы посвятим самому родному, самому дорогому на свете человеку - маме.
IV. РАБОТА С ВЫСТАВКОЙ КНИГ
- Какие книги вы видите на выставке?
- Кто ознакомит со своей книжкой?
- Какие книги на выставке вам знакомы?
- В которых лучшие иллюстрации?
- Кто знает фамилии художников, которые подготовили иллюстрации к этим книгам?
V. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1. В. Сухомлинский «самые ласковые руки»
- Куда приехала маленькая девочка с мамой?
- Куда они пошли?
- Что случилось с девочкой?
- Как девочка рассказывала про свою маму?
- Продолжите словами текста:
Глаза у мамы...
Волосы у мамы...
Руки у мамы...
Работа в парах. Чтение диалога
2. К. Перелісна «Хорошая ты, мамочка...»
1) Конкурс «Кто лучше прочитает стихотворение».
2) Игра «Подберите рифму».
Милая научила;
родину - Украину;
мамочку - поклонюсь.
Физкультминутка
VI. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1. О. Сенатович «Крылья»
1) Выразительное чтение рассказа учителем.
2) Беседа по содержанию.
- Где сидел ветер?
- Что с ним случилось?
- Как Дима спасал ветер?
- Что выросло у Димы?
- Что случилось с мамой Димы?
- О чем она попросила сына?
- Как Дима выполнил мамину просьбу?
- Почему болезнь покинула дом?
- У всех детей вырастают крылья?
2. Ю. Ярмыш «Мелкий дождик»
1) Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение рассказа учащимися.
- С какой интонацией следует читать рассказы?
2) Работа в парах.
Чтение рассказа друг другу.
3) Игра «Продолжите пословицу».
• Птица радуется весне, а дитя... (матери).
• Дети плачут, а в матери... (сердце болит).
• На солнце - тепло, а у матери... - (хорошо).
VII. ИТОГ УРОКА
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Как следует относиться к маме?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Следующий урок внеклассного чтения мы проведем по теме «Сказки народов мира».
Материал к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.