Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

РАССКАЗЫ

 

ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

 

Урок 101. ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ. НИКОЛАЙ ТРУБЛАИНИ «ТИКО И ВОЛОХАН»

 

Цель: совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения; учить находить с помощью выборочного чтения отрывки, слова, которые наиболее ярко характеризуют действующих лиц, помогают представить их состояние; развивать творческое воображение, фантазию; расширять знания учащихся о поведении животных; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над чистомовкою

Аха-аха-аха - а где же наша черепаха?

Оня-оня-оня - черепаха наша - соня.

Ов-ов-ов - до весенних теплых дней

Меня-меня-меня - не беспокойте нашу соню.

Ішки-ішки-ішки - пусть она поспит еще немножко.

2. Читайте, добавляйте слова!

Рак рано проснулся,

В ботинки хорошие... (обулся),

И без папы, и без... (мамы)

Прогулялся между корягами.

Серебряная рыбка проплывала,

Она рака не... (узнала).

Рак рассердился, разулся,

И домой... (вернулся).

3. Читайте быстро слова в столбиках, затем - в строках, не заблуждайтесь!

День боль брыль гость

пень цель хмель честь

лошадь соль сталь злость

высь ноль князь клеть

синь мазь жнец миг

рысь грязь швец медь

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Игра «В художественном музее»

Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу, рассказывают к какому эпизоду рассказа они выполнили иллюстрации.

2. Конкурс на лучшее выразительное чтение рассказа

- Какие звукоподражания употребляет автор в рассказе?

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя, неутомимого путешественника Николая Трублаини.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Рассказ учителя

- Автора, Николая Трублаини, мы встречаем впервые. Родился он в 1907 г. в Винницкой области в очень бедной семье. Отец его уехал зарабатывать деньги в Сибирь на лесоразработки. А Николая воспитывали мама и бабушка. Мама у него была учительницей и часто брала его с собой в школу. В возрасте 5 лет мальчик мог читать, был трудолюбивым, умел подражать голоса людей, птиц.

Когда Николай Трублаини вырос, он много путешествовал. Посещал Сибирь, Чукотку, Якутию, Камчатку, Карелию, Поморье, Кавказ, Крым. Все увиденное и услышанное он записывал в своем дневнике. А потом писал рассказы, очерки, сказки.

Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушел на фронт. В одном из боев возле города Мелитополя он был ранен осколком бомбы. Когда его перевозили в санитарном поезде, который направлялся в Ростов, в ночь с 5-го на 6-е октября 1941 г. он умер. Похоронен в братской могиле вместе с другими бойцами возле железнодорожной насыпи недалеко от города Ровеньки.

Учитель демонстрирует портрет Николая Трублаини.

2. Проработка рассказа Николая Трублаини «Тико и Волохан» (с. 113-114)

1) Выразительное чтение рассказа учителем.

- Понравился ли вам рассказ?

- Какие картины вы представляли, слушая рассказ?

2) Словарная работа.

Мох бочка

камни подошел

щенок отбежит

прислушивается заплаканный

испугался мохнатый

Чтение слов «эхом» за учителем, скороговоркой в паре.

Физкультминутка

3) Чтение текста учащимися «цепочкой».

- Назовите главных героев рассказа.

4) Игра «Волна».

Ведущий задает «тон» и «темп» игры. Рассказ читается так, будто волна прибивается к берегу и отходит от него: тихо - громче - громко - тише - тихо - громче и т.д.

5) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.

- Как познакомились Тико и Волохан?

- Где состоялась их встреча?

- Как Волохан попал в тундру?

- Почему собаку назвали Волоханом?

- Прочитайте описание тундры.

- Какой ее изобразил писатель?

- Как Волохан спас Тико?

- Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник?

 

VI. ИТОГ УРОКА

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Что вас больше всего поразило?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выразительно читать, кратко пересказывать рассказы.