II семестр
РАССКАЗЫ
ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
Урок 100. ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ. ЮРИЙ СТАРОСТЕНКО «СМЕЛАЯ ЗОЗУЛЬКА»
Цель: углублять навыки работы над произведениями; развивать различные способы и виды чтения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Ходят зубры бородатые,
Мохнатые и рогатые.
А между ними зубренятко -
Очень похоже на теленка.
В. Гринько
2. Работа над чистомовкою
На-на-на - буйствует весна.
Уть-уть-уть - цветы цветут.
Ие-ие-ие - листья зеленеют.
Ва-ва-ва - все вокруг поет.
Хы-хы-хы - рады ребятишки.
3. Игра «Кто больше?»
- Подберите слова - названия признаков.
Весна - шумная,...
Цветы - яркие,...
Дерево - высокое,...
Дети - веселые,...
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в парах
Ученики поворачиваются друг к другу лицом, в парах пересказывают рассказы О. Копыленко «Храбрый котенок».
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы познакомимся с творчеством украинского писателя Юрия Старостенко.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Чтение учащимися статьи о писателе (с. 111-112)
- С кем дружил Юрий Старостенко?
- Кто являются главными героями рассказов Юрия Старостенко?
2. Проработка рассказы Ю. Старостенко «Смелая зозулька»
1) Игра «Узнай персонажа».
• Села птичка на дубку,
Завела свое: ку-ку!
Встрепенулся ежик,
И зайцы, и косули:
Всех разбудил тот голосок -
Песенка... (кукушки).
- Что вы знаете про эту птичку? (Ответы учащихся.)
2) Игра «Предсказания».
- Прочитайте название рассказа. Как вы считаете, о чем будет рассказ в рассказе?
3) Игра «Рыбки». Самостоятельное молчаливое чтение рассказа учащимися.
- Оправдались ли наши предположения?
4) Словарная работа.
Кует гай
из ирия ежедневно
увеличиваются ручонки
выползает истребила
Чтение столбиков слов в паре «буксиром».
- Прочитайте кратчайшие слова.
- Прочитайте слова каждого столбика на одном речевом выдохе.
Физкультминутка
5) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.
- Почему автор называет кукушку смелой?
- Прочитайте, как он описывает испуг других птичек.
- Докажите текстом, что писатель наделяет молодые побеги и кукушку человеческими свойствами.
- Найдите строки, в которых представлены интересные сведения о кукушке.
- Какое время года описано в рассказе? Докажите свой ответ текстом.
6) Игра «Подбери глагол к существительному».
Возвращается поползень
выползает мухоловка
пятится зозулька
дрожит гусеница
орет синица
7) Игра «Незнайка Читает».
Учитель читает, заменяя слова, ученики исправляют «ошибку».
Ежедневно зеленішають (увеличиваются) на деревьях листочки, протягивают зеленые ручонки молодежи пагонці. А гусеница уже ест вкусное (нежное) листочки. Прилетела зозулька, всю гусеница поклевала (истребил).
8) Работа над рубрикой «знаешь Ли ты?».
VI. ИТОГ УРОКА
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Какой вывод для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать выразительно рассказ. Нарисовать рисунок.