Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

БЕРНАРД ШОУ

Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл (по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион»)

Джордж Бернард Шоу - крупнейший английский драматург конца XIX - начала XX века. Ему удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика, характерного для 60 - 70-х годов XIX века. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму.

Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914роками, выделяется яркая пьеса «Пигмалион» (1913), которая обошла все ведущие театры мира и имеет к этому времени сценический успех. Название пьесы напоминает о античный миф, согласно которому скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую Галатеи и оживил ее своими мольбами. В версии, которую предложил Шоу, в роли новоявленной Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ее Пигмалион, который ее оживил, - профессор фонетики Хиггинс. Юморист, ироничный Шоу демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека: недомовна замарашка Элиза с необычайной легкостью овладела литературным английским языком, перед ней открываются подлинные богатства духовной культуры, которые отразились в книгах, музыке, и она жадно впитывает их. Элизу не просто принимают за истинную леди на великосветском приеме - умная, талантливая девушка из народа становится по-настоящему гармоничной личностью. Нечто похожее происходит с ее отцом, мусорщиком Альфредом Дуліттлом - с грязных помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора, полемиста данный ему самой природой.

Но перекличка с античной легендой - только одна сторона этой сложной пьесы, где присутствует настоящий демократизм: Шоу доказывает, что бедную работницу отличают от герцогини только неправильное произношение и вульгарные манеры. Но он не ограничивается этим: в дальнейшем мы убеждаемся, что Элиза Дулиттл гораздо выше аристократического среды, с которым ей пришлось столкнуться. Не профессор Хиггинс воспитывает в ней высокие принципы честности, строгости к себе и другим, трудолюбие - все это она принесла из того мира трущоб и беспросветной знедолі, в котором выросла. Трагический оттенок придает блестящей и остроумной пьесе тема холодного экспериментирования над живым человеком, столь характерного для буржуазной науки. Элизе, такой, какой она предстает в финале, все равно нет достойного места в современной буржуазной Англии. Шоу любил открытые финалы пьес, которые заставляют зрителей продолжать думать, тревожиться о судьбе героев и собственную судьбу. О чем бы не писал Шоу, как истинный сын своей эпохи, он всегда говорил о своем «сегодня», о «сегодня» Англии, ее героев и их убеждения.