10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ГЕНРИК ИБСЕН
Проблема семейного счастья в драме Г. Ибсена «Кукольный дом»
Заканчивалось насыщенное важными событиями, но в целом достаточно спокойное XIX века. Будто в предвкушении будущих исторических бурь человечество переживало социальные трагедии и морально-этические потрясения. Уже ничто не могло спасти общество от неотвратимых испытаний. Человек в этих условиях имела не потерять чувство собственного достоинства, не склониться перед жизненными обстоятельствами. Но есть ли вообще защита от судьбы, которая уже стоит на пороге, уже постучалась в двери?
Над этими и другими вопросами начал задумываться норвежский драматург Генрик Ибсен. Этому человеку суждено было быть последним представителем старой театральной системы. Зрители его драм видели в этих произведениях предзнаменование новой современной драмы. Огромным было влияние драм Ибсена на театральный мир того времени. Например, в России на рубеже веков Ибсен был очень популярным драматургом. В Московском художественном театре труппа Веры Комиссаржевской поставила несколько его драм.
Драма Генрика Ибсена «Кукольный дом» поставила перед широким кругом читателей и зрителей нелегкие вопросы. Драматург был человеком сурового, но искреннего характера. Его всегда привлекали откровенные, достойные любви люди, которые умеют жертвовать ради других не только своим благосостоянием, но и самими собой. Ибсен первым приподнял завесу над частной жизнью отдельной семьи. Это пришлось сделать для того, чтобы разобраться в механизме супружеского и семейного счастья. Именно от этого, по мнению драматурга, зависит судьба мира.
Главная героиня «Кукольного дома» Нора видит смысл своей жизни в любви к близким ей людям, то есть мужа и детей. Женщина искренне верит, что в ее семье царят лад и счастье, ведь она и муж по-настоящему любят друг друга. Есть в Норы и собственная тайна. Восемь лет назад женщина подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять денег у дельца Крогстада. Нора совершила это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело больного мужа. Нора ничего не сказала об этом в семье. Впоследствии долг был отдан, а благодарности счастливой женщине было не нужно. Тайна Норы оставалась ее радостью, доказательством верной любви. Но беда уже стояла на пороге. Крогстад - человек достаточно невысоких моральных качеств - начинает шантажировать Нору. Его цель - получить путем шантажа видную должность в банке Торвальда - мужа Норы. Письмо Крогстада к Торвальда не только раскрывает давнюю тайну, но и выясняет, кто есть кто. Узнав о долге Норы, муж начинает беспокоиться, ведь в те времена каждая добропорядочная семья могла стать поводом для скандалов и сплетен. К тому же Торвальд боится за свое положение в банке. Он уже разговаривает с женой как с настоящей преступницей: «О, какое страшное пробуждение! Все эти восемь лет... она, она, моя радость, моя гордость... была лицемірка, лживая... хуже... О, какая бездонная пропасть грязи, уродства!» Торвальд неистово желает сохранить зов-нішню благотворительность. Жена как бы перестает для него существовать. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. Ситуация решается довольно просто: поняв, что он совершил неблаговидный поступок, Крогстад отказывается от своих притязаний, говоря, что уже ничто не угрожает Норе и Торвальду Хельмерам. Торвальд счастлив, но Нора уже не та. Женщина поняла, что, желая счастья в семейной жизни, она принесла тяжелую жертву: осталось чувство собственного достоинства. Нора чувствует себя куклой в руках мужчины. Дом, построенный на лжи, не может быть настоящим домом: языков кукольный дом, он падает после первого наступления злой судьбы. Нора собирается уйти из дома. На вопрос обеспокоенного Торвальда, вернется ли она, женщина с решимостью отвечает: «Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы сожительство самом деле стало браком». Мужчина пытается удержать Нору, напоминая о так называемый «долг перед мужем и детьми». В ответ он слышит то, на что вообще не ожидал. Нора отвечает, что она не только мать семьи, а «прежде всего человек, так же, как и ты, - или, по крайней мере, должна стать человеком».
Своим произведением «Кукольный дом» Генрик Ибсен сделал несколько важных драматургических и социально-психологических открытий. На протяжении XX века продолжалась борьба за полноценное участие женщины во всех сферах жизни, а европейский театр пошел путем, начертанным норвежским драматургом. А семейная драма и сегодня остается самым популярным литературным жанром.