10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
Духовные искания и открытия князя Андрея Волконского
Герои Л. М. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей Волконский - одна из самых ярких и самых трагических фигур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Волконского подчинена своей внутренней логике.
И в военной службе, и в политической деятельности, и в мире, и, что самое удивительное, в любви Андрей остается одиноким и непонятным. Замкнутость и скептицизм - вот отличительные черты Андрея даже в его общении с людьми ,которых любит и уважает: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Мария говорит ему: «Ты всем хорош, Andre, но в тебе есть какая-то гордость мысли». Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, «он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим...». Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и улесливого карьеризма, царившие в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли «наш князь»,
им гордились и его любили». Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания - не более чем суета.
Жизненный путь князя Андрея - это история разочарований, но одновременно и история понимание смысла жизни. Волконский постепенно избавляется от иллюзий - стремление к мирской славы, военной карьеры, к общественно полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразований даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было на то время было неслыханным новшеством.
Главное в натуре Андрея Волконского - честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и не действовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.
Даже с Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.
Всякие же разговоры о любви к «ближним» князь считает ханжеством. Любить надо в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезна людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений - безответственностью и самовлюбленностью.
Периоды разочарований заменяются в князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлиці, служба в военной комиссии, любви к Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.
Один из важнейших вопросов, что мучили Андрея Волконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.
Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского боя. Честен и откровенен перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: «Когда война как теперь, так война. Война не любезность, а найбридкіша дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Он постигает ценность жизни отдельного человека, от маршала до солдата.
Ранения и предсмертные рассуждения переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу - понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу и Анатоля Курагіна, и весь мир со всеми его недостатками.
Андрей Волконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь - это эволюция гордыни человеческого разума, который опирается бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Толстого, не может быть полезен этому миру.