10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
Наташа Ростова на пути к счастью
В представлении Л. М. Толстого высшее призвание и назначение женщины - это материнство. В его романе-эпопее «Война и мир» идеалом женственности становится Наташа Ростова. Впервые мы видим ее тринадцатилетней девочкой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которая выскочила из корсажа от быстрого бега, с своими черными кудрями, что сбились назад, тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок и еще не девушка».
С самой первой встречи нам падает ввічі ее детская наивность, простота, чрезвычайная чувствительность-все то, чем Наташа так отличается от окружающих, что привлекло к ней Денисова, Волконского, Курагіна, Пьера.
Вспомним эпизод, в котором перед нами, как на ладони, раскрывается душевное богатство Наташи, поэтичность ее натуры: «Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Нет, ты посмотри, что за луна! Ах, какая прелесть! Ты иди сюда, душенько, голубушка, иди сюда. Ну, видишь? Так бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки и полетела бы. Вот так!» Всех своих домашних Наташа окружает добротой и любовью, к каждому у нее имеется «свой ключик»: «В общении со своей матерью Наташа высказывала внешнюю грубость манеры, но так была слухом и ловкою, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко».
Вспомним ее волнение перед своим первым балом, ее чистоту и открытость, что сразу упадала в глаза всем гостям. На балу Наташа переполнена чувствами: здесь и радость, и восторг, и страх, и отчаяние, - и все эти чувства можно прочитать на ее лице, как в раскрытой книге: «Отчаянное... завмираюче лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею... Он предложил ей тур вальса. То завмираюче лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской поэме шкою».
Прочная духовная связь Наташи с народом: она в восторге от песен дяди, который «пел так, как поет народ», она с удовольствием танцует. «Где, как, когда всмоктала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она приемы... Она умела понять все то, что было и в Онисії, и в отце Онисії, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Любовь к народу и родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых: она добивается того, что подводы отдают им, и потом искренне радуется их спасению.
Любит Наташа бескорыстно, всей душой, ничего не требуя взамен. Князь Андрей взваливает на плечи этой девочки непосильную ношу, заставляет ее ждать целый год, он забывает, что она очень молода и неопытна. Поэтому в ее захвате Курагіним нельзя обвинять только одну Наташу. Она мучается, боится сама себя и не понимает своих чувств. Наташа не спала всю ночь, ее мучило нерешен вопрос: кого она любила: Анатоля или князя Андрея?
Описывая сцену свидания героини с умирающим Волконским, Толстой показывает силу ее любви: «Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сочувственно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасивым, оно было страшным. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».
Автор делает Наташу воплощением любви, доказательство чего мы видим в эпилоге: смыслом ее жизни становится любовь к мужчине и детям, в этом она нашла свое счастье. И хотя она «сповніла и стала шире, так что трудно было узнать в этой сильной матери ту самую тонкую, подвижную Наташу», она по-прежнему хороша, как заботливая мать и любящая жена.
В наше время встретить Наташу Ростову очень трудно, а может, даже невозможно. Сейчас становится все больше и больше женщин, которые ставят на первое место карьеру, а не семью, забывая о том, что женщина - это прежде всего мать, жена, хранительница семейного очага.