Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Духовное становление личности (по роману Л. М. Толстого «Война и мир»)

Русская литература времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его сокровенные мысли и чувства. Лев Николаевич Толстой внес в психологизм русской литературы свое открытие, названное Чернышевским умением передавать «диалектику души».

«Люди, как реки...», - говорил Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, изменчивость и непрерывное движение, развитие, «текучесть» внутренней жизни людей.

По Толстому, усяий результат человеческой жизни нечаянный, стихийный. В событии всегда участвует много разнонаправленных стремлений и воль, они пересекаются и сталкиваются между собой.

Итак, есть ли внутренняя, необходимая мера в человеческой жизни, между ее явлениями, между людьми целесообразен связь или связь эта хаотичный, случайный? В чем смысл активности человека, жизненных усилий ее? Вопросы эти решаются всем романом «Война и мир», каждым его эпизодом. Путь, который проходят в романе важнейшие герои, - это поиски не одним разумом, а жизнью, судьбой ответов на главные вопросы.

Очень разные люди Пьер Безухов и Андрей Волконский, но каждому из них, каждому по-своему, приходится на своем пути пройти через тяжелые моральные испытания, когда нужно заново решать вопрос о смысле собственной жизни и ее связи с жизнью других людей, с объективным порядком вещей, и вопрос этот оказывается настолько запутанным и сложным, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.

В стихию человеческой жизни со всей его видимой пестротой и запутанностью отношений, позиций, точек зрения, целей, как в пучину, погружается мыслью и душой Пьер Безухов, чтобы узнать: есть ли объединяющее начало, есть ли закон и цель в этом видимом хаосе? Безалаберность, несогласованность этой картины мира вызывают страдания, с которым проходит по жизни Андрей Волконский.

Из разговоров Пьера и Андрея на первых страницах романа «Война и мир» уже заметны те линии, по которым пойдет жизнь у одного и второго. Рядом со старшим другом, Пьер расплывчатый и крихкотілий со своим, очевидно, бесцельным философствованием, со своими вопросами, кто виноват, кто прав. Князь Андрей разговаривает с Пьером, как человек действия; он объясняет, зачем идет на войну: «Я иду потому, что это жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» Он говорит о надежде и силы пропадают в пустом светском существовании. Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности распоряжались его судьбой. Он верит в свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о целесообразности миропорядку и человеческой жизни - главный вопрос, который исследуется и выясняется каждой строчкой книги Л. М. Толстого.

Князь Андрей верит в свою звезду; он не случайно, без цели заброшен в мир, он верит в то, что рожден для подвига и величия. Но ему предстоит пережить столкновение этих иллюзий, воспринятых из примеров других времен, с реальностью его времени, что усложнило и запутало человеческие отношения и все, казавшиеся недавно ясными, понятия о величии, о подвиге, славе, о смысле людских усилий. Князь Андрей скажет позже о себе во время свидания с Пьером в Богучарові, что он жил для славы, то есть жил для других. «Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы». Князь Андрей в начале ориентируется на этот героический канон; в его мечтах армия попадает в безвыходное положение, и он один спасает ее и выиграет войну - совсем как в древних епопеях или римских легендах. Но в действительности история имеет более прозаический вид. Волконскому откроется, что мировая слава Наполеона венчает эгоистичную произвол, а настоящий подвиг скромного капитана Тушино не будет увенчан славой и останется неизвестен. Жизнь предстает ему в несовпадении видимого и действительного, и его собственное героическое стремление в своем реальном значении и действительными своими последствиями окажется чем-то не тем, что мечталось ему. Оно окажется гордой обособленностью, которая отделяет его от общей судьбы людей, вместо того, чтобы эту судьбу решать, как подобает герою.

В критические дни кампании 1805 года, пробираясь к штабу своей армии, уже обреченной на поражение, Волконский с презрением смотрит на хаос, кругом царит, на тележки, что смешались, утопая в грязи, на картину беспорядка, паники, охвативших войска. Ему обидна эта картина, такой она представляет контраст его собственной героической настроенности: он едет, чтобы спасти армию.

Когда наступил долгожданный момент Тулона, Андрей бежит вперед со знаменем и, раненый, падает вместе с ним. Потом его видит лежащим на поле битвы с древком Наполеон и произносит: «Какая прекрасная смерть!». Однако слова Наполеона доносятся до затуманенного слуха князя Андрея, словно жужжание мухи, и похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не интересна ему. И вот он, поверженный навзничь, уже не видит ничего вокруг, он видит только над собой высокое небо и в нем одном находит величие и значимость, которых он ищет в жизни, но которых не было в его любимом Тулоне. Героическая минута оказалась наполнена той самой мелочной суетой, которая ему была оскорбительна в жизни. Честолюбивые планы, мечты о Тулон и славу сами были такой суетой - небо Аустерлиця сейчас говорит Андрею об этом. Призрачность официальной истории и внешнего героизма, соединенного с ней, становится очевидна рядом с простыми необходимыми моментами человеческой жизни, значения которых раньше не понимал князь Андрей, зваблюючись в истории ее поверхностной стороной. Однако простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, что знают Ростови, это семейное, «мирное» счастье не суждено Андрею Волконскому. Почти на его глазах, в тот самый момент, когда он вернулся домой, умирает от родов жена; он ее презирал, эту маленькую женщину, пренебрегал в ней светскую пустоту, но он слишком презирал и был надменным в обычных, не выдающихся людей.

Позже он скажет Пьеру, что был виноват перед женой и надеялся оправдаться. Жизнь не дает оправдания и простого счастья, нужного каждому человеку; смертью маленькой княгини оно обвиняет «болконську» гордость, отвлеченность высоких стремлений. Андрей наказан страданием в тихом домашнем жизни, которым он живет после смерти жены и которого он впервые пожелал на поле Аустерлиця. Но простая жизнь не просто дается Андрею. Оно дается ему со страданием, тайная его глубина и значимость для него не открыты. Князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Навсегда непереходный для него разрыв - «небо» и земная реальность людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв - трагическая тема образа Андрея Волконского.

Князя Андрея посещает в его сельском уединении Пьер Безухов. Между друзьями идет разговор о главных вопросах не только их собственной, но вообще человеческой жизни. Однако не абстрактная дискуссия перед нами, а диалог очень непохожих личностей. Страницы, посвященные свиданию в Богучарові, - глубокие философски и в то же время художественно очаровательные в книге Толстого. Вот к чему непрестанно возвращается разговор как к своему центру, главного содержания: что такое добро, справедливость, правда не в относительном, личном смысле, а в абсолютном, объединяющему, общем для всех? И существует ли это общее? Своя мечта, своя правда у каждого человека при отсутствии общей правды, необходимость и разумности меры добра и зла, морального закона, того, что именно и является смыслом и целью всех жизненных поисков Андрея и Пьера.

Однако восторженно-абстрагированные речи Пьера не влияют на Волконского, не склонного к абстрактностей. Князь Андрей суров в своем отношении к жизни, он не хочет больше самообманів, гонит прочь утешения, он намеренно сухо-логический, ему нужна только истина. Но какое-то нелогичное чувство, скрытое от себя, осталось в нем, и оно говорит, что истины, к которым он пришел, - не абсолютные истины.

«Зачем?» - вот великий вопрос, вопрос о цели, о назначении человека, жизнь ее, события, историю. Человеку недостаточно факта события, она хочет узнать: зачем? Жизнь не простая, и этот вопрос мучает толстовского героя в самые критические моменты жизни.

Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя внешне то же, но во внутреннем мире его новая жизнь. Приехав по делам в Отрадное, князь Андрей вперще встречается с Наташей. Она пробудила в Волконскому потребность простого контакта с другим человеком - она была некогда закрытой для князя Андрея, который решал для себя общие проблемы человеческого бытия. К Аустерлиця Волконский пытался жить для других, отделяя себя от них, теперь же - жить вместе с другими. «Чтобы не для одного меня йщло моя жизнь» - вот постоянная тема, главный мотив князя Андрея.

В Петербурге Андрей второй раз встречает Наташу Ростову на балу. Он покинул свое уединение и предался общественной деятельности; он занят службой в центре подготовки гражданских реформ, близок к Сперанского - новой «большого человека», - которым он теперь увлечен, опять общественное стремление его незаметно приняло форму старых иллюзий; снова влечет его во внешние сферы, «туда, где готовилось будущее». Но одна встреча с Наташей разрушит все это.

Разрыв с Наташей восстанавливает страдания Волконского, то страдания от неидеальности жизни, которое он знал всегда. Наташа могла променять его на пустого хлюста Курагіна - это для князя Андрея окончательное разоблачение всяких идеальных иллюзий.

Впечатление краха сочетается в Волконского с войной, которая началась вторжением завоевателей, пожаром Смоленска, разрушением Лысых Гор, его родного гнезда. Грубое насилие, то именно, что сломало его судьбу, теперь играет в общей жизни людей.

В роковую минуту смертельного ранения, когда еще дымится граната, готовая мгновенно взорваться, вертится волчком рядом с ним, страстный порыв любви к жизни захватывает князя Андрея. Непосредственного ощущения жизни не знал он, а если оно приходило, то разоблачалось потом как обман. В минуту ранения в первый и единственный раз он чувствовал с такой силой непосредственное чувство до лугов, пашни, струйки дыма. В умирающем князе Андрее идет борьба между любовью земной, мирской, ограниченной, розрізняючою, избирательной любовью к одному человеку, которая может быть невідривна от ненависти к другому, - и абстрактной любовью, не розрізняючою, беспредметной, безособовою, не любовью к кому-либо и за что-нибудь. Страсть к жизни, с яркой силой прочувствована в минуту ранения, затем заменяется абстрактной любовью к врагу. Но приходит Наташа, они встречаются снова. Восстановлено любовь к одной женщине привязывает снова к жизни, вытесняя безразличное чувство любви вообще.

В этой борьбе побеждает абстракция, нечеловеческая любовь, преодолевает смерть. Неидеальная, земная, мирская любовь требует от человека такого участия употреблении, для князя Андрея была всегда тяжелая, невозможна.

Совсем иначе складывается жизнь Пьера Безухова. Вот он перед нами в момент разрыва с женой, после дуэли с Долоховим. Этот момент для Пьера - результат его отношений с великосвітським обществом. Его тревожат не столько личные вопросы, сколько глобальные проблемы вообще: «Кто прав? Кто виноват? Никто». После разговора с женой он едет в Петербург, продолжая думать то же самое: он не понимает, глядя на других людей, каким образом все они могли жить, не решив тех вопросов, которые занимают его. «Все в нем самом и вокруг него казалось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным». В нем самом и вокруг него - это для Пьера. Его личное существование должно быть оправдано целесообразным устройством мира, и потеря этого чувства высшей целесообразности означает личное несчастье Пьера, тупик, почти невозможность жить. Пьеру определено собственным опытом и судьбой анализировать и распутывать, искать выход к общей правды через иллюзии и разочарования. Такой иллюзией станет масонство, которое войдет в судьбу Пьера в самую трудную минуту полной растерянности. Но позже, когда придет разочарование в масонстве, тем безнадійнішою, кажется, будет и новая тупик, в котором очутится Пьер и из которого только через испытания войны и плена ему суждено будет выбраться.

Двенадцатый год - совсем другое состояние жизни Пьера, отличающееся от разнобоя мнений, который царил в душе героя в Торжці. Теперь, под Бородіном, на место парадоксов становится действительное противоречие. Именно в плену, в потерях и лишениях, Пьер научился ценить непосредственную жизнь, существование как процесс. В результате сближения с простыми солдатами, знакомства с Платоном Каратаєвим Пьер приходит к выводу, что несчастье людей происходит «не от нужды, а от избытка». Избыток здесь - не только материальные преимущества, отделяющие господ от народа, но также излишек духовной, внутренней жизни: искания, развитие, «диалектика души». Это все несвойственно им, простым людям, солдатам, крестьянам. Им как бы дано непосредственно, прямо, стихийно то знание смысла существования, к которому главные герои «Войны и мира» пробиваются долго и трудно.

Среди запутанной сложности жизни герои Толстого ищут его простой и общий смысл. 1812 год и становится таким событием, которая проясняет все.

А в эпилоге Пьер? Он вернулся во многом к «докаратаєвського» своего состояния, до себя, до своих беспокойных вопросов, сомнений. Пьер приходит в тайное политическое общество.

В романе «Война и мир» жизнь подводит кое-результат, как, например, стремлению князя Андрея к славе, - и перед эпилогом кажется, что подведен результат уже всем; но то, что было снято и суммированы, восстанавливается, делается опять актуальным, живым. Своей концовкой «Война и мир» - открытая книга: последние слова повествования - это мечты ребенка, планы предыдущей жизни. И, кто знает, может, Коля Волконский, дети Безухова и их ровесники так же будут мучиться мыслями о своем предназначении, о счастье, славу, как это было с их родителями?